Людмила Улицкая «Люди нашего царя»

Несколько дней назад, на библиотечной полке я подобрала очередную книгу Людмилы Улицкой — «Люди нашего царя», которую прочла той же ночью, как читала когда-то «Сонечку» — начало литературного триумфа писательницы. Мысли, изложенные в ней, отражались и в недавней моей находке.

Людмила Улицкая

Людмила Улицкая

Меня влечёт к себе каждая книга Улицкой тем, что это всегда логичный, краткий и, по-чеховски, ёмкий мир образов, так явственно видимых за длинными рядами строчек. Но, при всей увлечённости манерой изложения, яркой индивидуальностью героев, её книга всегда раздражает взглядом автора на русскую интеллигенцию и вызывает внутренний протест. 


Та же далёкая «Сонечка» – книга о странной жизни женщины неаристократического происхождения, связавшей свою жизнь с репрессированным богемным художником и чувствовавшей себя счастливой оттого, что была частью жизни этого принца. А он особо и не надрывался, чтоб понравиться ей, даже предал её чувства, став любовником подруги дочери — Яси. Покорная судьбе, Сонечка всю свою материнскую любовь и заботу направила на Ясю тоже: устроила её жизнь, которая без усилий стала лёгкой и обеспеченной, да ещё и счастливой себя чувствовала в своей заботе, не подозревая, что сама по себе представляет личность, вероятно, потому, что родные её такой не считали.


Исключительность русского интеллигента, получившего от родителей хорошее образование и материальные блага, и живущее рядом, в рот ему смотрящее существо «неарийского происхождения» появляются и в книге «Люди нашего царя».

Людмила Улицкая  «Люди нашего царя» — фото 2

Рядом с аристократичной писательницей Элеонорой и её богемными дочерьми Сашей и Машей вновь появляется всё та же нетленная Сонечка, в образе «незначительной их подружки Воробьёвой», у которой и достоинства-то всего-навсего – в самоотверженной, безотказной любви и дружбе. Таков рассказ «Писательская дочь», где представлена история дочерей писательницы, обласканной властью, и их подруги Жени (по имени она названа три раза, чаще – Воробьёва), которая восхищалась их жизнью, их матерью, помогала всегда и любила их дом. А они отвечали ей презрением, потому что она к их богемной жизни не принадлежала. Её унижают, выгоняют, оскорбляют. А она всё равно остаётся «при них». Что это? Почему? 

Убеждение автора в том, что следует преклоняться перед наследственной интеллигенцией исключительно за её свободу в восприятии мира, особенно человеку без рода-племени, честно сказать, напрягает. «Воробьёва чувствовала свою неполноценность рядом с Машей» всегда, хотя ей-то как раз и не следовало этого чувствовать: училась она лучше, на коньках каталась тоже. Даже книги из библиотеки Элеоноры читала убогая Воробьёва, а не две её богемные дочери. Единственное, что отличало Машу, Сашу и их мать – это независимость уверенных в себе личностей. Они всегда делали только то, что считали нужным, не спрашивая у окружающих ни совета, ни мнения. А Воробьёва жила с людьми, в том обществе, которое свободным не было, но позволяло жить, учиться и устраивать свою жизнь по собственному вкусу. Опять-таки, как Сонечка, вышедшая из обычной трудовой семьи (кстати, не самой недалёкой — инженера и врача) Воробьёва была счастлива рядом со своей подругой Машей, ни в коем случае не стремясь занять в её жизни какое-то место.  
 
Улицкая, видя нежелание своей героини быть абсолютно свободной от всяческих, моральных, социальных рамок, посчитала это ущербностью. И хотя она говорила о том, что автор «остаётся посередине, не вовлечён и бескорыстен», она лукавит. Лукавит, потому что чувствуется авторская любовь к героям, обладающим независимостью при их нежелании что-то делать. Вот, наверное, главное, что ценит Улицкая в людях.


 Ты свободен? – Значит, ты — царь. И название книги «Люди нашего царя» почему-то ассоциируются у меня со знакомым «без царя в голове». Наверное, потому что в выигрыше всегда здесь остаются люди, не творящие себе кумира и живущие полной жизнью, свободные и беззаботно счастливые этой свободой, не думающие ни о последствиях своей свободы, ни о том, кто живёт рядом с ними. Таков и рассказ «Они жили долго…», где оставшаяся в России последняя веточка дворянского знатного рода Вера Александровна, преподавшая своим дочерям – близнецам «науку благородных девиц» и погубившая их молодость, способности и возможности. Лишь после смерти родителей шестидесятилетние старухи были вознаграждены за своё самоотверженное служение матери. Они оказались среди состоятельных и знатных родственников в Париже, да ещё и одна из них (более покорная воле родителей Александра) умудрилась выйти замуж. Только зачем всё это им, почти отжившим?...

Когда-то я тоже задумалась о стремлении человека к свободе и независимости. Так ли уж эта свобода гарантирует счастье? Так ли уж она прекрасна? Не идёт ли свободный человек по головам своих несвободных собратьев?...

Та же непреходящая Сонечка, всю жизнь служившая своим мужу, дочери, любовнице мужа. Ведь она была счастлива, а они? Может быть, это неумение быть абсолютно счастливым в людях, которых, казалось бы, ничего не сдерживает: в людях образованных, умных, свободно владеющих несколькими языками и передвигающимися в пространстве стран с лёгкостью, и цепляет. И тема неудовлетворённого жизнью интеллигента, со времён Родиона Раскольникова, князя Андрея и незабвенного Печорина возвращается в нашу жизнь вновь, но уже в современном прочтении?

 Как бы то ни было, а Улицкую стоит читать уже за то, что, окунаясь в страницы её книг, ты отчётливо представляешь себе героев, их уютно-гламурные дома и квартиры, наполненные книгами и многолетней историей. И хочется плыть по этим страницам, хотя мировосприятие каких-то героев, да и самого автора порой совершенно противоположно собственным взглядам на мир.

  • Просмотров: 3735
  • Мнений: 3
  • 1

Материалы по теме

Комментарии (3)

  1. Анна Павлова 30 октября в 09:34

    Гм..

    Улицкая — один из любимых авторов моей мамы, поэтому когда-то мне неоднократно предлагались к прочтению ее произведенеия… со всей ответственностью несколько раз пыталась знакомиться, но всякий раз не выдерживала — бросала. Мне казались образы героев (как и впрочем сам стиль повествования) слишком странными… посему не могла продолжать чтение. Но Вы пишите "логичный, краткий и, по-чеховски, ёмкий мир образов, так явственно видимых за длинными рядами строчек"… Как-то ратерялась я, т.к считаю нужным доверять Вашему мнению, как и мнению мамы..  Возможно, не достигла достаточного возраста для прочувствования  характеров персонажей Улицкой… даже не знаю… наверное, эдак через пару-тройку лет стоит попробовать заново знакомиться… вот как раз с этой книги и начать.

     

  2. Estrella 27 ноября в 23:43

    Людмила Улицкая-это и мой любимый автор. Возможно, для молодых девушек персонажи ее произведений и кажутся странными, но что поделаешь, Улицкая пишет о нашей жизни. А жизнь бывает разная, и далеко не такая однозначная, какой она кажется в молодости. Но даже в грустных сюжетах произведений Людмилы Евгеньевны нет уныния, у нее главное — раскрытие характеров персонажей. Это очень увлекательное чтение, по крайней мере, для меня. Анне Павловой хочу посоветовать прочитать еще обязательно романы "Медея и ее дети", "Казус Кукоцкого", "Искренне ваш Шурик". Я читала эти произведения в той очередности, как я их здесь указала, и все больше и больше очаровывалась Людмилой Улицкой.

     

    1. olga 3 декабря в 13:06

      Моей дочери 26 лет, и она очень любит, как и я, произведения Людмилы Улицкой. Думаю, что дело не в возрасте, а в восприятии окружающего мира. Как сказал поэт Ю. Левитанский: «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу». Так и мы, читаем то, что нас волнует и тревожит. А книги Улицкой волнуют и тревожат, потому что главные герои Улицкой на подсознательном уровне ищут смысл жизни. И каждый из них, по-своему, находит на этот извечный вопрос свой ответ.

       

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.