2010 год будет знаковым для всех почитателей киберпанка, жанра появившегося в искусстве благодаря всеобщей компьютеризации и манящему миру кибернетического пространства. Именно в этом году выходит продолжение культового фильма 1982 года «Трон: Наследие».Киберпанк — жанр научной фантастики, в основе которого отношения человека и высоких технологий, в частности компьютерных. Виртуальный мир, в котором орудуют хакеры, а реальный мир под гнетом мегакорпораций – примерный сценарий кино в стиле киберпанк. Как поджанр научной фантастики, киберпанк нашел себе место в литературе, живописи и, конечно же, в кино. Последнее произошло сравнительно недавно, в 80-х годах, но с тех пор было снято множество знаковых картин, которые и станут предметом рейтинга.
10. Газонокосильщик
- Год: 1992
- Режиссер: Бретт Леонард
- В ролях: Джефф Фэйи, Пирс Броснан, Дженни Райт
Пирс Броснан в роли рискового ученого, решившего поставить эксперимент над умственно неполноценным газонокосильщиком. Ничего не подозревавший газонокосильщик Джоуб соглашается на эту авантюру и в итоге становится суперменом со сверхъестественными способностями, да еще и с намерениями поработить мир. До появления более поздних картин киберпанка, этот фильм считался лучшим.
9. Виртуозность
- Год: 1995
- Режиссер: Бретт Леонард
- В ролях: Дензел Вашингтон, Келли Линч, Рассел Кроу
Еще один фильм режиссера Бретта Леонарда и опять на тему противостояния человека реального и кибермонстра. К тому же, первое противостояние актерского дуэта Вашингтон – Кроу, которые снова встретились на площадке картины «Гангстер». Полицейский офицер Паркер Барнис гоняется за беглым преступником олицетворением всего зла человечества Сидом 6.7. Но только сбежал этот преступник не из тюрьмы, а из виртуальной реальности, где он жил с самого его сотворения для службы полиции. Главное, что нужно отменить, помимо хорошего сценария – это актерская игра, в особенности Рассела Кроу. Удивительно убедительный образ злодея получился у него не хуже, чем его многочисленные образы героев.
8. Джонни Мнемоник
- Год: 1995
- Режиссер: Роберт Лонго
- В ролях: Киану Ривз, Дина Мейер, Айс-Ти, Такеши Китано, Дольф Лундгрен, Удо Кир
В 2021 году человеческий мозг стал подобно флеш карте использоваться в качестве носителя всякого рода информации. А люди, занимающиеся доставкой этой информации в своем мозгу стали называться мнемониками. На одного из таких курьеров — мнемоников, Джонни, охотится японская мафия, которая желает заполучить то, что храниться в мозгу Джонни. Совсем не обласканная критиками картина, на самом деле, классика киберпанка хотя бы потому что, осуществляет новаторскую идею модернизации не только виртуального мира, но и самого человеческого тела.
7. Странные дни
- Год: 2005
- Режиссер: Кэтрин Бигелоу
- В ролях: Рэйф Файнс, Анджела Бассетт, Джульетт Льюис
В фантастическом триллере Кетрин Бигеллоу человеческие эмоции превратились из эфемерного в цифровое и перестали быть чем-то потаенным. При помощи изобретения ФБР чужие эмоции можно записывать и с максимальной достоверность переживать. Причем все это возможно уже в миллениум, в 2000 году. Торговец дискетами с человеческими ощущениями Ленни Ниро попадает в водоворот криминальных событий, после того, как кто-то записывает эмоции умирающих насильственной смертью людей. В прокате лента почему-то потерпела неудачу, хотя вероятнее всего из-за отсутствия большого количества излюбленных зрителями такого жанра спецэффектов. Остальное в картине на уровне, грамотно подобранные актеры, интересный сценарий и, опять-таки, реализация идеи виртуализации человека, в частности его эмоций.
6. Версия 1.0.
- Год: 2004
- Режиссер: Джефф Ренфро, Мартейнн Торссон
- В ролях: Ричард Риис, Джереми Систо, Удо Кир, Дебора Кара Ангер
Напряженный триллер о том, как высокие технологии могут помочь рекламе и повредить человеку. В квартиру программиста Саймона стали приходить странные коробки. На них нет адреса, а внутри они пусты. На первый взгляд. Саймон работает над программой и пачками покупает молоко, которое он не любит. Угнетающая атмосфера словно бездушного будущего, беспросветное однообразие бытия в этом фильме реалистичны, давят на самих героев и на зрителя. Напряженности добавляют странные смерти, происходящие в доме Саймона. Когда же выясняется, что к содержимому коробок имеют отношения мегакорпорации, ставящие эксперименты над покупателями ситуация становится безвыходной и у главных героев нет даже надежды.
5. Матрица 1,2,3
- Год: 1999, 2003
- Режиссер: Энди Вачовски, Лана Вачовски
- В ролях: Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Глория Фостер, Моника Беллуччи, Джада Пинкетт Смит
Тут все понятно. Культ. Сценарий поклонники учат наизусть, а Киану Ривза считают и правда избранным. Все люди рабы машин, свободы нет, да ее и не хотят. Все загружены в программу, а реальности не существует. И только отважная группа маргиналов взялась бороться с этим порабощением гомо сапиенсов. На вопрос «Что такое спецэффекты?» можно дать ответ «Трилогия «Матрицы». Чем еще примечательны эти фильмы? Мне лично трудно сказать.
4. Экзистенция
- Год: 1999
- Режиссер: Дэвид Кроненберг
- В ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу, Иэн Холм, Уиллем Дефо
Еще в «Видеодроме» Кроненберг подавал идею существования виртуальной реальности человеческой фантазии. В «Экзистенции» он это непревзойденно отобразил. «Экзистенция» — это игра, позволяющая полностью заменить реальный мир виртуальным. Путешествую из игры и обратно, граница реальности стирается не только для героев картины, но и для зрителя. Параноидальный, шизофреничный мир игры с каждой минутой фильма оставляет все меньше шанса понять, где же реальные герои, а где виртуальные. Артхаусный киберпанк каким он должен быть.
3. Бегущий по лезвию
- Год: 1982
- Режиссер: Ридли Скотт
- В ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг
Первые три места по традиции должна занять наиболее выдающаяся классика жанра. Один из таких фильмов фантастический боевик Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Вышедший одним из первых в этом жанре вообще, этот фильм до сих пор не имеет равных. Отчасти именно из-за своей первичности. Первый фильм, где тема отношений между человеком и роботом с искусственным интеллектом показана достоверно, серьезно и довольно драматично. Андроиды тут – люди со своими желаниями, характерами, а не просто бездушные киборги. С точки зрения зрелищности, фильм достоит наивысших похвал. Визуально будущее снято блестяще оператором Джорданом Кроненуэтом, а смоделировано мастером по спецэффектам Дагласом Трамбаллом, известным по работам над культовой фантастикой «Звёздный путь», «2001 год: Космическая одиссея», «Близкие контакты третьего вида».
2. Трон
- Год: 1982
- Режиссер: Стивен Лисбергер
- В ролях: Джефф Бриджес, Брюс Бокслейтнер, Дэвид Уорнер, Синди Морган
Самый невероятный фильм, просмотренный мною со знанием того, что сняли его в 1982 году. Почему-то даже сверхсовременные спецэффекты «Матрицы» не смогли затмить этот шедевр компьютерных технологий 80-х годов. Фильм вообще обладает таким киношным обаянием, однако трудно сказать за счет чего. Возможно, из-за Джеффа Бриджеса, который играет Кевина Флина, оказавшегося внутри виртуальной реальности и сражающегося с виртуальным злодеем-повелителем мира, все-таки часть успеха картины лежит именно на его непринужденной игре. Да и сценарий для того времени весьма оригинальный, самой задумкой, который позволил фильму быть актуальным даже сейчас. «Трон» мог бы быть и на первом месте, если бы не было фильма, максимально олицетворяющего жанр киберпанк.
1. Нирвана
- Год: 1997
- Режиссер: Габриэле Сальваторес
- В ролях: Кристофер Ламберт, Диего Абатантуоно, Серджо Рубини, Стефания Рокка, Аманда Сандрелли, Эмманюэль Сенье
Одно только упоминание киберпанковского шедевра итальянского режиссера Габриэля Сальватореса без сомнений вызовет приятные эмоции у любого поклонника жанра киберпанк. Этот футуристический боевик давно считается классикой, хотя сам фильм статус культового в широких кругах (как, допустим, «Матрица») не получил. Но это скорее недоразумение, чем закономерность. Разработчик игры «Нирвана» должен закончить ее к Рождеству 2005 года по настоянию компании «Окосама Стар», однако в самой игре происходит то, что меняет планы Джими. Главный герой игры – Соло понимает, что он часть игры в виртуальной реальности, которая заканчивается за дверьми шкафа. Теперь по просьбе Соло Джими должен найти способ стереть игру, за которой охотится и «Окосама Стар». Блестяще подобранный саундтрек, декорации утопичного будущего, несколько линий сюжета, множество интересных режиссерских решений – все это в пользу первого места киберпанковской «Нирваны».
Нашел информацию, что сюжет изначально у фильма был другим. Людей использовали, как процессоры. Люди, существуя в матрице, неосознанно участвуют в работе программ. Мозг людей это часть главного центрального процессора, который управляет всем.
Все проблемы в Матрице начались из – за программы Смитта. Он стал поглощать людей (процессоров). И со временем сам обретает власть центрального процессора. И соответственно начнет менять матрицу. Смитт с одной стороны машина он ненавидит людей. С другой стороны, поглощая людей (их повадки) он начинает ненавидеть машин. Смитт ненавидит все и всех. Он нечто новое и человек и машина. Уничтожить его значит уничтожить процессор матрицы.
И машины наделят Нео супер способностями, чтобы он разрешил эту ситуацию. Доверяя свою судьбу человеку. Нео жертвуя своей жизнью, спасает и людей и машин. Машины понимают, что людям можно доверять, и их война против человечества была ошибкой.
Сюжет изменили перед запуском фильма. В некоторых сценах сюжетные события меняются с помощью простой переозвучки, не меняя видео. Большая часть событий встает на место в третьем эпизоде.