Киберпанк. Тор-10

2010 год будет знаковым для всех почитателей киберпанка, жанра появившегося в искусстве благодаря всеобщей компьютеризации и манящему миру кибернетического пространства. Именно в этом году выходит продолжение культового фильма 1982 года «Трон: Наследие».Киберпанк жанр научной фантастики, в основе которого отношения человека и высоких технологий, в частности компьютерных. Виртуальный мир, в котором орудуют хакеры, а реальный мир под гнетом мегакорпораций – примерный сценарий кино в стиле киберпанк. Как поджанр научной фантастики, киберпанк нашел себе место в литературе, живописи и, конечно же, в кино. Последнее произошло сравнительно недавно, в 80-х годах, но с тех пор было снято множество знаковых картин, которые и станут предметом рейтинга.

Киберпанк. Тор-10 — фото 1

10. Газонокосильщик

  • Год: 1992
  • Режиссер: Бретт Леонард
  • В ролях: Джефф Фэйи, Пирс Броснан, Дженни Райт

Киберпанк. Тор-10 — фото 2

Пирс Броснан в роли рискового ученого, решившего поставить эксперимент над умственно неполноценным газонокосильщиком. Ничего не подозревавший газонокосильщик Джоуб соглашается на эту авантюру и в итоге становится суперменом со сверхъестественными способностями, да еще и с намерениями поработить мир. До появления более поздних картин киберпанка, этот фильм считался лучшим.

9. Виртуозность 

  • Год: 1995
  • Режиссер: Бретт Леонард
  • В ролях: Дензел Вашингтон, Келли Линч, Рассел Кроу

Киберпанк. Тор-10 — фото 3

Еще один фильм режиссера Бретта Леонарда и опять на тему противостояния человека реального и кибермонстра. К тому же, первое противостояние актерского дуэта Вашингтон – Кроу, которые снова встретились на площадке картины «Гангстер». Полицейский офицер Паркер Барнис гоняется за беглым преступником олицетворением всего зла человечества Сидом 6.7. Но только сбежал этот преступник не из тюрьмы, а из виртуальной реальности, где он жил с самого его сотворения для службы полиции. Главное, что нужно отменить, помимо хорошего сценария – это актерская игра, в особенности Рассела Кроу. Удивительно убедительный образ злодея получился у него не хуже, чем его многочисленные образы героев.

8. Джонни Мнемоник

  • Год: 1995
  • Режиссер: Роберт Лонго
  • В ролях: Киану Ривз, Дина Мейер, Айс-Ти, Такеши Китано, Дольф Лундгрен, Удо Кир

Киберпанк. Тор-10 — фото 4

В 2021 году человеческий мозг стал подобно флеш карте использоваться в качестве носителя всякого рода информации. А люди, занимающиеся доставкой этой информации в своем мозгу стали называться мнемониками. На одного из таких курьеров — мнемоников, Джонни, охотится японская мафия, которая желает заполучить то, что храниться в мозгу Джонни. Совсем не обласканная критиками картина, на самом деле, классика киберпанка хотя бы потому что, осуществляет новаторскую идею модернизации не только виртуального мира, но и самого человеческого тела.

7. Странные дни 

  • Год: 2005
  • Режиссер: Кэтрин Бигелоу
  • В ролях: Рэйф Файнс, Анджела Бассетт, Джульетт Льюис

Киберпанк. Тор-10 — фото 5

В фантастическом триллере Кетрин Бигеллоу человеческие эмоции превратились из эфемерного в цифровое и перестали быть чем-то потаенным. При помощи изобретения ФБР чужие эмоции можно записывать и с максимальной достоверность переживать. Причем все это возможно уже в миллениум, в 2000 году. Торговец дискетами с человеческими ощущениями Ленни Ниро попадает в водоворот криминальных событий, после того, как кто-то записывает эмоции умирающих насильственной смертью людей. В прокате лента почему-то потерпела неудачу, хотя вероятнее всего из-за отсутствия большого количества излюбленных зрителями такого жанра спецэффектов. Остальное в картине на уровне, грамотно подобранные актеры, интересный сценарий и, опять-таки, реализация идеи виртуализации человека, в частности его эмоций.

6. Версия 1.0.

  • Год: 2004
  • Режиссер: Джефф Ренфро, Мартейнн Торссон
  • В ролях: Ричард Риис, Джереми Систо, Удо Кир, Дебора Кара Ангер

Киберпанк. Тор-10 — фото 6

Напряженный триллер о том, как высокие технологии могут помочь рекламе и повредить человеку. В квартиру программиста Саймона стали приходить странные коробки. На них нет адреса, а внутри они пусты. На первый взгляд. Саймон работает над программой и пачками покупает молоко, которое он не любит. Угнетающая атмосфера словно бездушного будущего, беспросветное однообразие бытия в этом фильме реалистичны, давят на самих героев и на зрителя. Напряженности добавляют странные смерти, происходящие в доме Саймона. Когда же выясняется, что к содержимому коробок имеют отношения мегакорпорации, ставящие эксперименты над покупателями ситуация становится безвыходной и у главных героев нет даже надежды.


5. Матрица 1,2,3

  •  
  • Год: 1999, 2003
  • Режиссер: Энди Вачовски, Лана Вачовски
  • В ролях: Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Глория Фостер, Моника Беллуччи, Джада Пинкетт Смит

Киберпанк. Тор-10 — фото 7

Киберпанк. Тор-10 — фото 8

Киберпанк. Тор-10 — фото 9

Тут все понятно. Культ. Сценарий поклонники учат наизусть, а Киану Ривза считают и правда избранным. Все люди рабы машин, свободы нет, да ее и не хотят. Все загружены в программу, а реальности не существует. И только отважная группа маргиналов взялась бороться с этим порабощением гомо сапиенсов.  На вопрос «Что такое спецэффекты?» можно дать ответ «Трилогия «Матрицы». Чем еще примечательны эти фильмы? Мне лично трудно сказать.

4. Экзистенция

  • Год: 1999
  • Режиссер: Дэвид Кроненберг
  • В ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу, Иэн Холм, Уиллем Дефо

Киберпанк. Тор-10 — фото 10

Еще в «Видеодроме» Кроненберг подавал идею существования виртуальной реальности человеческой фантазии. В «Экзистенции» он это непревзойденно отобразил. «Экзистенция» — это игра, позволяющая полностью заменить реальный мир виртуальным. Путешествую из игры и обратно, граница реальности стирается не только для героев картины, но и для зрителя. Параноидальный, шизофреничный мир игры с каждой минутой фильма оставляет все меньше шанса понять, где же реальные герои, а где виртуальные. Артхаусный киберпанк каким он должен быть.

3. Бегущий по лезвию

  • Год: 1982
  • Режиссер: Ридли Скотт
  • В ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг

Киберпанк. Тор-10 — фото 11

Первые три места по традиции должна занять наиболее выдающаяся классика жанра. Один из таких фильмов фантастический боевик Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Вышедший одним из первых в этом жанре вообще, этот фильм до сих пор не имеет равных. Отчасти именно из-за своей первичности. Первый фильм, где тема отношений между человеком и роботом с искусственным интеллектом показана достоверно, серьезно и довольно драматично. Андроиды тут – люди со своими желаниями, характерами, а не просто бездушные киборги. С точки зрения зрелищности, фильм достоит наивысших похвал. Визуально будущее снято блестяще оператором Джорданом Кроненуэтом, а смоделировано мастером по спецэффектам Дагласом Трамбаллом, известным по работам над культовой фантастикой «Звёздный путь», «2001 год: Космическая одиссея», «Близкие контакты третьего вида».

2. Трон

  • Год: 1982
  • Режиссер: Стивен Лисбергер
  • В ролях: Джефф Бриджес, Брюс Бокслейтнер, Дэвид Уорнер, Синди Морган

Киберпанк. Тор-10 — фото 12

Самый невероятный фильм, просмотренный мною со знанием того, что сняли его в 1982 году. Почему-то даже сверхсовременные спецэффекты «Матрицы» не смогли затмить этот шедевр компьютерных технологий 80-х годов. Фильм вообще обладает таким киношным обаянием, однако трудно сказать за счет чего. Возможно, из-за Джеффа Бриджеса, который играет Кевина Флина, оказавшегося внутри виртуальной реальности и сражающегося с виртуальным злодеем-повелителем мира, все-таки часть успеха картины лежит именно на его непринужденной игре. Да и сценарий для того времени весьма оригинальный, самой задумкой, который позволил фильму быть актуальным даже сейчас. «Трон» мог бы быть и на первом месте, если бы не было фильма, максимально олицетворяющего жанр киберпанк.

1. Нирвана

  • Год: 1997
  • Режиссер: Габриэле Сальваторес
  • В ролях: Кристофер Ламберт, Диего Абатантуоно, Серджо Рубини, Стефания Рокка, Аманда Сандрелли, Эмманюэль Сенье

Киберпанк. Тор-10 — фото 13

Одно только упоминание киберпанковского шедевра итальянского режиссера Габриэля Сальватореса без сомнений вызовет приятные эмоции у любого поклонника жанра киберпанк. Этот футуристический боевик давно считается классикой, хотя сам фильм статус культового в широких кругах (как, допустим, «Матрица») не получил. Но это скорее недоразумение, чем закономерность. Разработчик игры «Нирвана» должен закончить ее к Рождеству 2005 года по настоянию компании «Окосама Стар», однако в самой игре происходит то, что меняет планы Джими. Главный герой игры – Соло понимает, что он часть игры в виртуальной реальности, которая заканчивается за дверьми шкафа. Теперь по просьбе Соло Джими должен найти способ стереть игру, за которой охотится и «Окосама Стар». Блестяще подобранный саундтрек, декорации утопичного будущего, несколько линий сюжета, множество интересных режиссерских решений – все это в пользу первого места киберпанковской «Нирваны».

  • Просмотров: 6512
  • Мнений: 8
  • 1

Материалы по теме

Комментарии (8)

  1. Андрей 1 июня в 03:04

    В сюжете фильма «Матрица» мне был не понятен один момент. Если машины использовали людей, как источники энергии. То зачем было создавать весь этот виртуальный мир и объединять в него всех людей? Что это давало машинам?
    Нашел информацию, что сюжет изначально у фильма был другим. Людей использовали, как процессоры. Люди, существуя в матрице, неосознанно участвуют в работе программ. Мозг людей это часть главного центрального процессора, который управляет всем.
    Все проблемы в Матрице начались из – за программы Смитта. Он стал поглощать людей (процессоров). И со временем сам обретает власть центрального процессора. И соответственно начнет менять матрицу. Смитт с одной стороны машина он ненавидит людей. С другой стороны, поглощая людей (их повадки) он начинает ненавидеть машин. Смитт ненавидит все и всех. Он нечто новое и человек и машина. Уничтожить его значит уничтожить процессор матрицы.
    И машины наделят Нео супер способностями, чтобы он разрешил эту ситуацию. Доверяя свою судьбу человеку. Нео жертвуя своей жизнью, спасает и людей и машин. Машины понимают, что людям можно доверять, и их война против человечества была ошибкой.
    Сюжет изменили перед запуском фильма. В некоторых сценах сюжетные события меняются с помощью простой переозвучки, не меняя видео. Большая часть событий встает на место в третьем эпизоде.

     

    1. Mekino 1 июня в 23:14

      Для меня вообще суть «Матрицы» всегда казалось такой пафосной, что и вникать не хотелось, вот честно) А вот теперь, когда все понятно, даже смотреть приятней стало, вот спасибо)

       

  2. Винокуров Илья 1 июня в 09:55

    Экзистенция понравилась, очень сильное кино. Кроненбергу вообще удаются такие сюжеты с несколько жуткой, а иногда и мерзкой атмосферой, вспомнить хотя бы такие фильмы, как Муха и Автокатастрофа.

     

    1. Mekino 1 июня в 23:11

      «Автокатастрофа» для меня была пыткой, настолько там все пробирается в самое потаенную сущность человека, некоторые моменты навсегда след оставили, хотя я не из слабонервных именно в плане шокирующего кино, психологически, конечно. А еще Джеймс Спайдер сыграл невероятно, один из любимых актеров вообще, но фильм дался тяжело. По ощущения более приятным была, конечно, «Экзистенция» и особенно «Видеодром», хотя многие фанаты Кроненберга считают его самым худшим фильмом. Вот там жуткая и мерзкая атмосфера, но все равно притягивает.

      +1

  3. Александр 1 июня в 22:00

    Когда сморишь фильмы такого рода, то, прежде всего, поражает неуемная фантазия сценариста и режиссера. Ну, казалось бы, в Голливуде за время его существования использованы все сюжетные ходы и самые невероятные выдумки. Ан нет! Обязательно что-то новое придумают тамошние сказочники. Я уже не говорю о спецэффектах!
    В целом, это кино для глаз. Их порой просто невозможно оторвать от экрана. А неизбежный хэппи-энд является долгожданным и логичным завершением фильма.

     

  4. Lyekka 1 июня в 22:55

    Киберпанк в кино и киберпанк в литературе — две, увы, разные вещи. Ибо для киноверсий все-таки выбираются, на мой взгляд, не самые сильные вещи, да к тому же сценаристы их еще и здорово упрощают. А как хотелось бы лицезреть в кино настоящий АРТХАУСНЫЙ безкупюрный киберпанк Джеффа Нуна, например, или Уильяма Гибсона. Но увы и ах…

     

  5. Шура Пяткин 2 июня в 10:12

    Я все «Матрицы» смотрел с огромным удовольствием. И как все, конечно же, был разочарован концовкой. Мы ждали чего-то другого, хотя сами не знали чего хотим, ожидалось некое откровение, что-ли, но конец выглядел таким, будто бы Вачковские испугались высказать, что же они задумали на самом деле.

     

  6. толя 28 июня в 21:44

    Матрица начиналась так луди создали машин, машины работали на людей, создавая оружие и т.д.
    Машины захотели быть равными с людьми и люди объявили войну машинам, но со временем начали проигрывать в войне и люди решили закрыть солнце ну а дальше вы видели и поняли что стало.
    Мое мнение, что фильм матрица, стоит пересмотреть всем внимательней кто не понял смысла.

     

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.