"Фильм, поднимающий ваш дух. Редкая комбинация развлечения для широкой публики и художественного триумфа" — Wall Street Journal
Люблю я английский кинематограф. Есть в нем некий привкус неизбывного британского духа, ироничного и несгибаемого, не позволяющего смешаться островному кино с заокеанским "старшим братом". Не взирая на одинаковый язык, почти всегда можно на глаз отличить английский фильм от американского.
Однако, если раньше английский кинематограф смотрелся просто занятно, то в последнее время он начинает выходить на первые роли в мире. Причем, британцам удается продвигать свое кино одновременно в двух направлениях. С одной стороны, чем дальше, тем больше возникает мировых коммерческих хитов, снятых британцами или с их активнейшим участием. И, в то же время, чем больше появляется популярных английских фильмов, тем отчетливее всем видно, насколько классные в британском кино работают актеры. В последнее время заокеанский источник звезд мирового экрана как-то обмелел и редко дает новые большие имена. На этом фоне британское кино выглядит бурным потоком, постоянно даря зрителю все новых и новых звезд. Многие из этих "новых" звезд далеко не молоды и отнюдь не новички. Но если раньше эти актеры были как бы в тени, то теперь выходят на первые планы и начинают сверкать на весь мир всеми гранями своего таланта. И, право, создается впечатление, что плотность классных профессиональных актеров в Британии просто намного выше, чем в Голливуде. Понятие "британский актер" постепенно становится знаком качества.
Одним же из самых успешных на сегодня английским фильмом можно назвать картину "Король говорит!", вышедшую на экраны осенью 2010. Сухие цифры статистики говорят сами за себя. Во-первых, это сборы мирового проката, превышающие 400 млн — то есть, широкой публике фильм пришелся по душе. Причем, бюджет фильма составил всего лишь 15 млн, так что очень выгодный с коммерческой точки зрения проект получился. Во-вторых, картина оказалась завалена наградами и номинациями, в том числе 4 главных Оскара (лучший фильм, режиссер, сценарий и мужская роль), Золотой Глобус за лучшую мужскую роль и куча премий от Британской Киноакадемии. Без сомнения можно сказать, что "Король говорит!" оказался главным фильмом 2010 года.
"Король говорит!" подтвердил тенденцию, о которой было сказано выше. Помимо незаурядного коммерческого успеха, фильм не то чтобы открыл, но превознес на новую высоту признания целый ряд британских актеров. Безусловно, главным триумфатором, как и положено, стал исполнитель главной роли Колин Фёрт, широко известный ранее как "Дарси всех времен и народов".
В картине "Король Говорит!" Колин Фёрт предстает перед нами герцогом Йоркским принцем Альбертом, который постепенно становится британским королем Георгом VI. Персонаж Фёрта не только исторический, но и знаковый для всех англичан. Георг VI стал во времена II Мировой Войны фигурой, сплотившей британский народ перед лицом грозного и зловещего врага. Благодаря силе духа, поступкам и, что главное для этого фильма, выступлениям своего короля англичане смогли встретить трудности войны с истинным британским достоинством и не позволили нацистской Германии сломить себя.
Впрочем, фильм не об этом, события картины заканчиваются вступлением Англии в войну. Сам же фильм, как может показаться на первый взгляд, о том, как герцог Йоркский лечил свое болезненное заикание. Кстати, некоторые нарекают на перевод названия "Король говорит!", поскольку дословным был бы перевод "Королевская речь", но мне кажется, что название переведено как раз очень удачно.
Хотя Альберт и не был наследным принцем, т.е., не планировал стать королем, но все же, ему тоже иногда приходилось выступать на публике. Начинается картина с того, что герцог пытается прочесть заключительную речь на Выставке Британской Империи на стадионе Уэмбли (1925 г). Как пишут хроники, "Эта речь обернулась тяжким испытанием, как для оратора, так и для слушателей".
Несмотря на свое жгучее нежелание, герцог вынужден искать способ излечиться, хотя ему долго ничего не помогает. Наконец, благодаря настойчивости своей жены леди Элизабет Боуз-Лайон, принц Альберт знакомится с логопедом Лайонелом Логом. Логопед этот отличается многими незавидными с точки зрения принца качествами — живет и работает в каких-то трущобах, толком не знает светского этикета и постоянно норовит назвать принца «Берти», лезет в душу. Хуже того, Лог — австралиец, недавно эмигрировавший в Лондон.
Ясно, что только безысходность заставляет принца просто даже прийти к Логу. Лечиться у него Альберта заставляет то, что Лог смог наглядно доказать — принц Альберт способен читать вслух без заикания. В дальнейшем фильм рассказывает нам о том, как, на фоне различных исторических событий, происходящих в королевской семье и в мире, принц Альберт борется со своим недугом. Борется долго и мучительно, но постепенно, в значительной степени, побеждает.
Все это лежит на поверхности и, собственно, составляет сюжет фильма. Но внимательный зритель, конечно, заметит, что главная тема картины находится глубже. В действительности, фильм повествует о титанической борьбе человека с самим собой. С этой борьбой знаком каждый из нас, но просто пример Георга VI очень выпуклый и наглядный.
На плечи принца Альберта свалилось очень много. Судя по фильму, он пережил тяжелое детство, полное обязанностей и необходимостей, муштры, учения и этикета, страха перед венценосным отцом, злыми няньками и не очень добрым братом. Как маленький штрих — у маленького принца Альберта были от природы искривлены ноги и их выпрямляли тем, что принц постоянно носил специальные колодки, непрерывно испытывая боль. Альберт, будучи от природы очень скромным и застенчивым, был загнан обстоятельствами и положением в темный угол, полный комплексов, страданий и ночных кошмаров.
Принц вырос, но проблемы остались, став лишь более значительными. Став герцогом Йоркским, Альберт держался достойно, но все его внутренние мучения и страхи вылились в болезненное заикание. И хотя наследным принцем Альберт не был, да и не хотел им быть, но его старший брат отрекся от престола ради любви к разведенной американке, так что Альберту ничего не оставалось, кроме как стать королем. Да еще и накануне II Мировой Войны. В этом личная трагедия и подвиг принца Альберта, короля Георга VI. Альберт, гонимый обстоятельствами, ответственностью и долгом, противостоит своим природным слабостям, комплексам и страхам. Он встречает свои страхи лицом к лицу, и как бы ни было ему больно и тяжело, преодолевает их и исполняет долг. Вместо "короля-заики", чего так боялся Альберт, народ узнал короля, вдохновляющего своими речами в трудные времена нацию на борьбу.
Надо сказать, что Георг VI внешне был не слишком похож на Колина Фёрта. Скорее уж можно усмотреть сходство с Дэвидом Боуи
Тем не менее, Колин Фёрт в роли принца Альберта чертовски убедителен. Наверное, в этом образе также можно усмотреть некоторое сходство с образом мистера Дарси. Так или иначе, Фёрт замечательно воплотил на экране человека, который, с одной стороны, почти непрерывно держится подчеркнуто официально, достойно и невозмутимо, и, в то же время, в глазах и мелких движениях которого угадывается колоссальная внутренняя борьба. Прямо ощущается, что на экране человек, у которого за спиной крест и на голове которого терновый венок. Просто они невидимы, а человеку по должности положено делать вид, что ничего подобного нет. Работа Колина Фёрта бесподобна. Я бы не сказал, что в образе Георга VI Колин Фёрт проявил себя лучше, чем в некоторых других своих фильмах, но то, что работа эта самая эпическая — пожалуй. И, как результат, наиболее признанная.
Как Георгу VI помогали бороться с собой его жена леди Элизабет и логопед Лайонел Лог, так помогали Колину Фёрту воплощать образ короля его партнеры по фильму Хелена Бонем Картер и Джеффри Раш. Актеры подобраны тем более удачно, что Джеффри — австралиец, а Хелена действительно благородных лондонских кровей, правнучка премьер-министра Великобритании лорда Асквита. За свои работы Раш и Бонем Картер получили номинации на Оскар за роли второго плана. Обе роли по-своему хороши.
Хелена прекрасна в образе леди Элизабет. Она чопорна и вычурна, как подобает даме высшего английского света. По всему видно, что перед нами не просто истинная леди, а первая леди.
И, в то же время, леди Элизабет – чуткая, поддерживающая и любящая жена, как никто понимающая тяжесть бремени, лежащего на плечах ее мужа.
Как никто, возможно, за исключением Лайонела Лога. Нельзя сказать, что Логу безразличен статус его пациента. Напротив, местами очень заметно, как самого Лога и его семью коробит возможность близко общаться с августейшими супругами. Однако, к счастью для всех, это ничего не меняет. Видимо, Лог просто не знает, как вести себя с принцем и королем иначе, чем он себя ведет, а для принца Альберта такое общение становится спасительной отдушиной. Лайонел Лог, как тонкий психолог, понимает трудности принца и оказывается способным расположить его к себе. В итоге Лог становится, возможно, единственным человеком за пределами семьи, с которым принц позволяет себе роскошь быть собой, а не принцем или королем при исполнении. Уже это само по себе делает Лога единственным другом короля. Джеффри Раш очень убедителен в роли простого, но смелого человека, отдающего должное королю но способного держать себя с ним на равных.
В фильме много и других удачных актерских работ, но я бы среди прочих особо выделил Тимоти Сполла в роли сэра Уинстона Черчилля. Роль эта третьего плана и сэр Уинстон присутствует всего в нескольких сценах, но его образ врезается в сознание очень сильно. Возможно, авторы фильма несколько утрировали приписываемую Черчиллю полноту, неистребимую сигару и пронизывающий взгляд маленьких глаз из под густых бровей. Но при появлении в кадре Сполла легендарная харизма Черчилля льется с экрана и сбивает зрителя с ног.
Мы, жители других стран из другого времени, пожалуй, не в состоянии в полной мере ощутить тот подъем, который должен испытывать англичанин в финале картины, когда король устами Фёрта произносит по радио послание к нации. И все же, этот подъем ощущается очень сильно. Правильно замечает Wall Street Journal, фильм "Король Говорит!" действительно способствует тому, чтобы дух зрителя возвысился. И не от того, что нас всех распирает чувство английского патриотизма и гордости за британского короля, нет. Просто мы весь фильм сопереживаем этому человеку, он проходит через муки внутренней борьбы и выходит победителем, а мы гордимся в конце фильма тем, что среди нас бывают такие достойные подражания люди.
Фильм действительно является редкой в последнее время ценностью — произведением искусства, ощутить и понять которое могут практически все. Это и есть истинное искусство, искусство для людей.
Очень интересный сюжет фильма «Король говорит»! Быстрее хочу посмотреть. Честно говоря, иногда трудно представить актера в других ролях. Актер Колин Ферт мне запомнился еще по фильму «Моя ужасная няня», прям принц. Отражение исторических фактов и событий, это очень важно, особенно когда актер умеет это донести и передать зрителю, такой талант дан не каждому.