Пределы контроля: Джим Джармуш интеллектуально об интеллектуальном

Джима Джармуша никогда не интересовала кинопопса, он никогда не был режиссером голливудского мэйнстрима. И, хотя новый фильм Джармуша Пределы контроля (The Limits of control) не попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2009  года, Джармуш снова доказал, что в США существует независимое кино.

Одиночка (Исаак Де Банколе)

Одиночка (Исаак Де Банколе)

На мой взгляд, кинематограф должен не только развлекать, не только рассказывать увлекательные истории и сопереживать гламурным персонажам. Кинематограф должен задавать зрителю непростые вопросы, вызывая в нем размышления о проблемах прошлого, настоящего и будущего. Именно такой фильм – вопрос представил зрителю Джим Джармуш.

Интересен факт, что сценарий полнометражного фильма Джим уместил всего на 40 страницах, при голливудском стандарте 115 страниц. Замечательный оператор Кристофер Дойл, увидев сценарий, высказал сомнение, что по 40 страницам удастся снять полный метр. Но Джармуш  убедил его и оказался прав.

Пределы контроля – фильм, который нужно именно смотреть. Там очень немного актерского текста, очень короткие диалоги. Картина встроена на удивительно ярких и красивых визуальных решениях кадра, на простом и ясном действии персонажей на фоне великолепных испанских пейзажей.

Рок-музыкант (Гаэль Гарсия Беналь)

Рок-музыкант (Гаэль Гарсия Беналь)

Некий агент Одиночка (Исаак Де Банколе) получает инструкцию к своему заданию несколькими философскими фразами. Ключевая фраза: «Тот, кто думает, что он более велик, чем остальные, должен отправиться на кладбище. Там он увидит, что жизнь — ничего более чем пригоршня песка».

В пути к цели Одиночка получает информацию от разных людей. Причем, все они – интеллектуалы. Передав Одиночке шифровку, каждый из них рассуждает о литературе, музыке, кинематографе. Одиночке встречаются условные персонажи – образы современных интеллектуалов: букинист, деловая женщина, девушка, помешанная на сексе, музыкант-неформал, фанатка классического кинематографа, которую хватает полиция.

Фанатка классического кинематографа (Тильда Суинтон)

Фанатка классического кинематографа (Тильда Суинтон)

Девушка

Девушка

Когда смотришь все эти четко ритмически выстроенные эпизоды встреч Одиночки, невольно держит в напряжении его неизвестная цель. Возникает вопрос – для чего все это?

Но, в финале появляется герой Билла Мюррея – политик, сильный мира сего, для которого все то, о чем говорят интеллектуалы – пыль. Его смерть – цель агента Одиночки, неизвестно как попавшего в охраняемый особняк.

Политик (Билл Мюррей)

Политик (Билл Мюррей)

Только тогда становиться ясен первый уровень метафор Джармуша – послание интеллектуалам: «Вы думаете о поэзии, кино, литературе, сексе, рок-н-ролле, но тем, кто вами правит, на это наплевать. Впрочем, и сильные мира сего – не более чем пригоршня песка. Чтобы понять это надо, всего лишь, напрячь воображение».

Удастся ли понять второй и третий уровни метафор Пределов, зависит от воображения каждого зрителя. Но, я думаю, что посмотреть Пределы контроля стоит, чтобы насладиться удивительно красивыми кадрами и пройти тест на пределы собственного воображения. Согласитесь, и то и другое неплохо.

  • Просмотров: 1224
  • Мнений: 5
  •  

Материалы по теме

Комментарии (5)

  1. Эмилия 15 августа в 19:09

    Ничего Дерьмогого в Смерти я не вижу!
    Спвасение, пока не сделал непоправимых глупостей!
    А если сделал и жизнь другого свёл к «овощеводному» состоянию, тогда тем более… СМЕРТЬ — единственный ВЫХОД!!! Только если не трус!

     

  2. Настец 3 декабря в 22:48

    Хм, заинтриговали… Обязательно посмотрю картину и, если не возражаете, поговорю с вами о ней))

     

  3. Настец 5 декабря в 00:08

    +

    Поражает в этом фильме очень интересное соотношение текста-посыла. Ведь, в тех, немногих репликах, зашифрована огромная информация, каждое сказанное слово отсылает нас к книгам, фильмам, музыке, философским течениям. Текст начинает проявлять себя в пространстве невысказанного, в пространстве личного опыта рецепиента и, соответственно, смысл открывается на уровне понимания и знания конкретного человека.

    В этом фильме необычно все:

    -персонифицированы только скрипка и гитара, как действующие лица. Ни один из персонажей-людей не назван по имени.

    -фраза: "Вы ведь не говорите по-испански, верно?", спичечные коробки (два: красный и зеленый), кофе (2 чашки), как детали-сцепки. Кстати, логически, вопрос делится на 2 высказывания.

    — отрывок из, как я понимаю, романса (по, крайней мере, эти строки поются в одном из эпизодов): Тому, кто думает, что он лучше других, // Стоит сходить на кладбище, //Там он поймет, что есть жизнь на земле // Ничего более, чем пригоршня песка...

    и созвучная с этой (основной, хотя, есть ли в этом фильме Джармуша другие) темой фраза на автомобиле: "LA VIDA NO VALE NADA" (жизнь не стоит ничего).

    Да, кстати, это же чистое роуд-муви, открываемое фразой из стихотворения Артюра Рембо "Пьяный корабль" и имеющее открытый, также как и у Рембо финал. Но, по крайней мере, мы знаем, к чему стремится Корабль у поэта, а что касается главного героя фильма, ситуация полностью размыта. Это, пожалуй, единственный немногословный персонаж! Его единственные реплики (опять 2!) звучат только уже в кульминации действия, и что это за фразы?

    1. На вопрс как он сюда [в недоступную комнату охраняемого особняка] попал: "Использовал воображение".

    2. На реплику, что этой местью ничего не добиться: "Месть бесполезна, а реальность — случайна".

    Корабль ищет покоя, а одиночка разоблачается, в первый раз использует коробок как передатчик, а не приемник информации и уходит в толпу...

    "No limits, no control".

     

  4. Little Stevie 19 января в 13:15

    мне еще нравится в этом фильме то, как Джармуш цитирует сам себя — например, когда два человека, говорящие на разных языках, понимают друг друга, совсем как в "Псе-призраке".

    Вообще "Limits of control" выглядит вполне закономерным продолжением творческой линии Джармуша, у него же почти всегда дороги, путешествия. И, кстати, любопытно, что в предыдущем фильме Мюррей скитался в поисках сына, а теперь он оказывается добычей, за которой охотится Одиночка. Отличная иллюстрация того, что все равны и каждый может оказаться в любой роли, как мне кажется.

     

  5. Винокуров Илья 19 января в 13:28

    Раньше думал, что Джармуш — это только Мертвец, о чем кстати подробно изложил вот здесь. Но совсем недавно посмотрел его фильм Сломанные цветы и понял, что я многое пропустил. Это произведение судя по всему, как минимум не слабее… обязательно ознакомлюсь с ним поближе.

     

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.