Джима Джармуша никогда не интересовала кинопопса, он никогда не был режиссером голливудского мэйнстрима. И, хотя новый фильм Джармуша Пределы контроля (The Limits of control) не попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2009 года, Джармуш снова доказал, что в США существует независимое кино.
Одиночка (Исаак Де Банколе)
На мой взгляд, кинематограф должен не только развлекать, не только рассказывать увлекательные истории и сопереживать гламурным персонажам. Кинематограф должен задавать зрителю непростые вопросы, вызывая в нем размышления о проблемах прошлого, настоящего и будущего. Именно такой фильм – вопрос представил зрителю Джим Джармуш.
Интересен факт, что сценарий полнометражного фильма Джим уместил всего на 40 страницах, при голливудском стандарте 115 страниц. Замечательный оператор Кристофер Дойл, увидев сценарий, высказал сомнение, что по 40 страницам удастся снять полный метр. Но Джармуш убедил его и оказался прав.
Пределы контроля – фильм, который нужно именно смотреть. Там очень немного актерского текста, очень короткие диалоги. Картина встроена на удивительно ярких и красивых визуальных решениях кадра, на простом и ясном действии персонажей на фоне великолепных испанских пейзажей.
Рок-музыкант (Гаэль Гарсия Беналь)
Некий агент Одиночка (Исаак Де Банколе) получает инструкцию к своему заданию несколькими философскими фразами. Ключевая фраза: «Тот, кто думает, что он более велик, чем остальные, должен отправиться на кладбище. Там он увидит, что жизнь — ничего более чем пригоршня песка».
В пути к цели Одиночка получает информацию от разных людей. Причем, все они – интеллектуалы. Передав Одиночке шифровку, каждый из них рассуждает о литературе, музыке, кинематографе. Одиночке встречаются условные персонажи – образы современных интеллектуалов: букинист, деловая женщина, девушка, помешанная на сексе, музыкант-неформал, фанатка классического кинематографа, которую хватает полиция.
Фанатка классического кинематографа (Тильда Суинтон)
Девушка
Когда смотришь все эти четко ритмически выстроенные эпизоды встреч Одиночки, невольно держит в напряжении его неизвестная цель. Возникает вопрос – для чего все это?
Но, в финале появляется герой Билла Мюррея – политик, сильный мира сего, для которого все то, о чем говорят интеллектуалы – пыль. Его смерть – цель агента Одиночки, неизвестно как попавшего в охраняемый особняк.
Политик (Билл Мюррей)
Только тогда становиться ясен первый уровень метафор Джармуша – послание интеллектуалам: «Вы думаете о поэзии, кино, литературе, сексе, рок-н-ролле, но тем, кто вами правит, на это наплевать. Впрочем, и сильные мира сего – не более чем пригоршня песка. Чтобы понять это надо, всего лишь, напрячь воображение».
Удастся ли понять второй и третий уровни метафор Пределов, зависит от воображения каждого зрителя. Но, я думаю, что посмотреть Пределы контроля стоит, чтобы насладиться удивительно красивыми кадрами и пройти тест на пределы собственного воображения. Согласитесь, и то и другое неплохо.
Спвасение, пока не сделал непоправимых глупостей!
А если сделал и жизнь другого свёл к «овощеводному» состоянию, тогда тем более… СМЕРТЬ — единственный ВЫХОД!!! Только если не трус!