Режиссёр — Джеймс Мэнголд
В ролях — Том Круз, Кэмерон Диас, Пол Дано, Питер Сарсгаард, Мэгги Грэйс
США, 2010, комедия.
Скажу сразу, я всегда с недоверием относился к простым развлекательным фильмам. Может это примета времени? Мы привыкли везде искать глубинный смысл, идейную подоплеку, моральные атрибуты…
Простое развлечение, как явление массовое, всегда считалось уделом среднего человека. Однако фильм «Рыцарь дня» немного развернул меня в понимании термина «зрелище».
В этой ленте все – от сюжета до видеоряда – задумано с приставкой « как бы».
Как бы шпионский детектив, как бы комедия, как бы зрелищный экшен, как бы фантастика.
Чистого жанра из вышеназванных здесь нет, впрочем, и смешением жанров сейчас зрителя не удивишь. По-моему, «Рыцаря» отличает как раз набор «неполноценных» по своим основным качествам жанров – и комедии, и детектива и т.д. На чем же держится этот микс?
Я смотрел фильм с иронической улыбочкой, типа, ну-ну, знаем, плавали, и что дальше?
А дальше ничего. Верховенствует ирония, не только моя, но и режиссера. Вот смотрите, называется, я использовал все приемы, которые вас так восхищали, пугали, увлекали, веселили раньше в других фильмах. Посмотрите теперь, что из этого можно сделать. А для того, чтобы не зацепить ваше самолюбие («чего это меня, как дурака, разводят»), я сделаю своего главного героя сумасшедшим, т.е. изначально подготовлю вам зрительское алиби. Больше того, я не стану показывать вам все развязки «критических» ситуаций сюжета.
Вы вместе с героиней «отключитесь», пока все не решится, и окажетесь после пробуждения в безопасности и совершенно другом месте.
Ведь фильм не об этом. И правда,«Рыцарь», как старая добрая сказка оставляет в стороне все «тонкости» грубой реальности, прибегая к простому волшебству. И понимать здесь ничего не надо – раз, и все! Дело сделано, герой жив, герой победил.
Может быть тогда «Рыцарь» это пародия?
Не думаю. Когда делают пародию, ставят задачу высмеять (здесь у вас животы не лопнут от хохота) или развенчать (вы все равно останетесь влюблены в героев – особенно дамы). Стало быть, режиссер приготовил совсем другое блюдо, которое своей легкостью и очарованием скрасит вам вечерок перед экраном. Если только вы не будете искать в нем рациональных преимуществ в сюжете. Здесь также заложена изначальная сказочность и нереальность – батарейка, которая заменяет даже солнце по мощи своей энергии, эдакий перпетуум-мобиле. Она возникает в сюжете по законам сказки, и по ее же законам исчезает, в отличие от всех «серьезных» фильмов, которые оправдывают и обосновывают ее возможность и реальность. Создатель чуда погибает, сама батарейка взрывается. Ничего нереального, ведь сказка ничего не придумывает, это самый реалистичный жанр, господа.
И потом, эта сказка-ирония, и она совсем не об этом, а, как и полагается — о любви…