Артхаусная картина под названием «Womb» или «Чрево» венгерского режиссера Бенедека Флигауфа дает почву для размышлений над завтрашним днем человечества. Ведь современные биотехнологии, о которых мы знаем, уже могут творить чудеса, следовательно, клонирование людей, возможно, не такое далекое будущее для нас с вами. Возможно, на земле уже появились и спокойно живут пару десятков или сотен клонов, а жители планеты не подозревают об этом.
Фильм рассказывает историю одной маленькой девочки Ребекки, которая крепко и отчаянно полюбила соседского мальчишку Томми.
Он со своими веснушками и захватывающими рассказами о мире и всем живом так сильно впал девчонке в душу, что, даже по прошествии 12 лет Ребекка вернулась из Токио в родные края к своему единственному.
Она пришла без слов, тихо взглянула на него и он, забыв обо всем, откликнулся на ее порыв, так как сам все время помнил и ждал ее. Юношеская любовь – самая чистая и сильная, она сильнее времени и жизненных неурядиц, каких-то незначительных проблем и трудностей. Нет ничего сильнее и желаннее нее.
И вот они вместе. Это прекрасно, наблюдать за воссоединением двух любящих сердец, их забавами, ребячеством, бесконечными поцелуями и объятиями.
Однако жизнь вносит свои коррективы и напоминает нам, что человеческое тело – всего лишь плоть и она, к сожалению, очень уязвима. Томмас погибает в нелепой, на первой взгляд, автомобильной катастрофе. Он просто открыл дверь своего авто, вышел, и наступила вечная темнота, не только для него, но и для его любимой, которая еще долго сидела в авто и смотрела, не верив своим глазам, на дорогу, где весь растерзанный, лежал ее самый дорогой и любимый на свете человек.
Жизнь коротка, но некоторые ее моменты прекрасны и незабываемы, такие как любовь, дружба, рождение детей. Надо наслаждаться ими в полной мере и жить дальше, принимая все, что дается судьбой. Ребекка же не смогла смириться и жить дальше, имея лишь воспоминания. Она решилась возродить своего любимого. События в фильме происходят в недалеком будущем, когда табу о клонировании людей нарушено и данная операция приобрела статус общедоступной. Вот и героиня фильма решила воскресить свою любовь.
Если брать моральную сторону происходящего в фильме, то ее можно подвергать лишь субъективным суждениям, так как наше поколение не сталкивалось с подобными явлениями и общество не знает хорошо это или же недопустимо. Каждый решает для себя сам. Справится ли психика человека с такой нагрузкой? Психика «дубляжки» Томми не справилась. Его клон чувствовал, что мать смотрит на него как-то особенно. У него у самого остались воспоминания из прошлой жизни. Он испытывал к своей сугоратной матери не только материнские чувства, но они были не настолько сильны, как хотелось бы Ребекке.
И вот настает момент, когда Томми становится мужчиной, заводит подружку и приводит ее в свой дом. Ребекка никогда не рассказывала ему кто он на самом деле и, теперь, Томас не может понять причину страданий матери, это убивает его, он практически сходит с ума, не понимая что с ней творится. А она боится рассказать ему правду и потерять его навсегда, ведь Томми и в прошлой жизни и в настоящей выступал ярым противником клонирования людей. Но смотреть на него в объятиях другой ей не под силу.
В итоге своим поведением Ребекка, можно сказать, убирает конкурентку. Девушка Томми, заподозрив неладное, покидает их дом. И вот «мать» и «сын» сидят и молча смотрят друг на друга. Сорокалетней Ребекке придется отвечать на вопросы ее двадцатилетнего сына или любовника, не разберешь.
В комнате остаются два человека, которые подвергаются таинственному влечению, забыв о том, что они мать и сын. Ребекка, новоиспеченная Иокаста, вступает с Томасом в связь.
После акта он ушел навсегда, сказав ей всего пару слов: «Спасибо Ребекка». Отвратительно ли это? Да, нет, может быть. Она родила его и вырастила, но ведь он не игрушка, он человек, пусть даже чья-то копия и, как каждому человеку, ему хочется иметь семью и мать. Он не кровный родственник – но важно ли это, если человек родил его и вырастил? Сколько людей, столько и суждений. Но, подводя итог, кого можно назвать счастливым? Ребекку, которая потеряла его опять и уже навсегда? Томми, который не знает кто он и что ему дальше делать? Девушка Томаса, которая так же страдает, как когда-то страдала сама Ребекка? Никто не получил того чего хотел. Все глубоко несчастны. Стоило ли Ребекке 20 лет назад делать это? Наверное, нет. Так как наше общество еще не готово к подобным переменам. Мышление, менталитет, сознание и психика сегодняшнего человека не готовы осознать все возможности современной науки и принять ее дары. Может лет через 100-200 – это и станет возможной нормой, хотя бы в техническом плане, но с моральной стороны вопроса трудно сказать.
Если жить только прошлым, то запросто можно убить своё будущее. Как бы ни была сильно страсть, вернуть её искусственно не получится. Хотя стремления к этому, привлечение самых современных технологий вполне понятны.
В любом случае смотреть на одного человека, пытаясь увидеть в нём другого — это слишком жестоко, причём для обоих.
Вот только если "оставить на прошлой странице и жить дальше" невозможно, то совершенно не понятно, что можно делать — пытаться подстроиться под реальный мир, или выстроить свой, идеальный.
Всё-таки невозможно пересадить эмоции, воспитание, отношение — нужно человек всё пережил полностью сам, все свои ошибки, все успехи.
Если к клонированию тела мы подошли вплотную, то клонировать душу и разум не научимся ещё очень долго.