В Южно-Китайском море, благодаря усилиям Китая, на месте коралловых рифов стремительно растут острова. Коммунисты расширяют зоны своего влияния, возводя жилье, гавани и даже аэропорты в тысяче километров от своего побережья. Брать пример с соседей собирается и культурная столица России.
Китай давно стал мировым локомотивом в продвижении крупных инженерных проектов, и это касается не только работы на материке. С 2013 года страна строит военную инфраструктуру в сотнях километров от собственного побережья. И где строит – основой для баз становятся самые крошечные острова, а то и вовсе коралловые рифы в Южно-Китайском море. Впрочем, вкладывая миллиарды долларов в их намывы, Китай получает новые территории, которые так нужны государству при отстаивании собственных интересов.
Инженерные возможности страны не знают границ, поэтому воздвигнуть на месте коралловых рифов полноценные острова для них не стало серьезной сложностью. С помощью специальных кораблей – земснарядов — со дна Южно-Китайского моря брался песок, который по системе труб отправлялся на нужный остров. Этот грунт и создавал новые квадратные метры, острова стремительно ширились и приобретали требуемую форму.
Официальное объяснение такого масштабного намыва территорий заключалось в том, что партия заботится об улучшении условий труда и жизни живущих на островах людей. Особой неправды в этом не было: создавались удобные глубокие гавани, проводилось укрепление берегов против штормов и тайфунов, за короткое время было построено сразу три полноценных аэродрома. Но основной задачей, конечно же, было укрепление регионального влияния. КНР этим проектом обеспечил себе новые морские базы, в том числе имеющие военное значение. Рядом с аэродромами появились узлы связи, радары, системы ПВО, а также комплексы предупреждения ракетного нападения.
Намывали острова сотни судов, флагманом среди которых стал крупнейший в Азии земснаряд Tian Jing Hao. Результаты впечатляют: на семи рифах, где велась самая активная разработка, китайцы возвели 13,5 кв. км дополнительных земель. А это общая площадь обоих крупнейших архипелагов — Спратли и Парасельского, в которых велись работы.
Так вот быстро и ненавязчиво Китай обеспечил безопасность своих торговых путей в случае военных кризисов. Важнейший момент, учитывая то, что ежегодный товарооборот в этих водах приносит триллионы долларов.
Если китайцы в своем увлечении намывными территориями заботятся в первую очередь о региональном влиянии и хотят обезопасить своих торговцев в случае военных конфликтов, то в других частях света подобные работы носят исключительно миролюбивую направленность. И «Залив островов» на берегу Санкт-Петербурга, который собирается реализовать компания «Зингер девелопмент», здесь выглядит наиболее ярким примером. В Финском заливе собираются вырастить целый остров причудливой формы, чтобы застроить его футуристическими зданиями, среди которых найдется место не только жилой недвижимости, но и социальной инфраструктуре. План предусматривает строительство четырех школ, дюжины садов, трех объектов здравоохранения, а также спортивные сооружения и культурные учреждения. Экологичность проекта уже подтверждена экспертами, а ее направленность на активное улучшение состояния экологической среды прослеживается и в концепции: «зеленые» крыши и вертикальные сады в небоскребах, зимние сады с регулируемым климатом, системы очистки воздуха посредством микроводорослей и нанопокрытий из диоксида титана на фасадах зданий.
Так что намывные территории давно перестали быть чем-то лишним. Их использование слишком многое дает в обозримой перспективе. В наши непростые времена отнекиваться от их развития попросту глупо. Ни китайцев, ни россиян в этом обвинить не получится.