Однажды, собирая материал по Японии, о её культуре, и разнообразных видах рукоделия я натолкнулась на работы под названием кинусайга.
Для многих это слово ни о чем не говорит, так называется искусство аппликации тканью на
деревянной доске. Существует и народное прикладное творчество в технике кинусайга, но
это в основном игрушки, сувениры, небольшие изображения цветов.
То что вы видите сейчас — это работы художника Maeno Takashi — Маэно Такаси (Такаши).
Она родилась в 1961 году в японском городе Нагано. Многое в своем творчестве она взяла у
своего кумира – художника Хиросиге. Те же прекрасные изящные пейзажи, цветущие деревья в розовой дымке. Общее у Такаши с Хиросиге и то, что она в обычных жанровых сценках может увидеть красоту и своеобразную прелесть.
Что же использует художница при создании своих картин, что ей заменяет кисть, тушь и акварель? Это лоскутки ткани! В большей части, это натуральный шелк.
Изначально на изготовление кинусайга шли старые кимоно.
Они изготавливались всегда из натурального шёлка и стоят очень дорого. Понятно, почему японская женщина не могла просто выбросить такую красоту, ведь ткань для кимоно раньше изготавливали вручную, а потом еще покрывали вышивкой.
Бережливые хозяйки вырезали вышивку и использовали как покров для буддийских алтарей, а другая часть ткани шла на рукоделия, из них делали кукол, саше, подушечки, картины, в том числе и кинусайга.
Для такой картины создается эскиз на бумаге, его контуры переносятся на деревянную доску. На доске, при помощи специальных резцов, выбираются узкие полоски там, где проходят контуры оттенков.
Тонкие кусочки лоскутов ткани подбираются по цветам и заправляются в бороздки на доске. При необходимости ткань или натягивается, или заправляется со складкой. Такие картины выглядят объемно.
Кроме шелка художница использует и кусочки других тканей, это создает особый эффект из-за разности фактур: вискоза, хлопковая юката, шёлк, все идет в дело. Иногда она слегка тонирует ткань, а где-то использует естественное выцветание.
Художница показывает картинами городских и природных пейзажей о своих любимых уголках и улочках. Мы видим, стариков, рыбаков, разносчиков, детей...
Не избегает она и много фигурных композиций, но человек у Маэно Такаши часть прекрасного мира.
А небольшие узенькие улочки с обшарпанными стенами, с кустиками бонсай у порога, сменяются великолепными храмами, а дерево цветущей сакуры — величественными природными пейзажами Фудзиямы.
Картины Маэно Такаши многократно были представлены на выставках, а сама художница преподает в университете и написала книгу по такой сложной и красивой технике кинусайга.
Тончайшая работа, я в полном восторге!
Спасибо, Татьяна :)