Однажды, гуляя с семьей по городу, мы зашли в один привлекательный магазин. Там я увидела дидактические материалы Монтессори. Я уже давно слышала про методику знаменитой итальянской женщины-врача. Купив несколько материалов и литературу, в которой описывались методы Марии Монтессори, я приступила к штудированию.
Вскоре мы переехали загород. Здесь было больше возможности для развития малыша. Солнце, вода, песок, разные жучки-червячки. И пошло-поехало…
Игры с песком.
Я очень удивилась, когда мой малыш, которому едва исполнился год, уже сам «шил». Купив деревянную пуговицу и иглу (эта развивающая игрушка разработана по принципу Монтессори-материалов), я вручила их сынишке. Он с интересом принялся за работу. Теперь это одна из самых любимых его игрушек.
Учимся шить.
Принцип Монтессори предполагает САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ развитие и выстраивание личности ребенка. "Помоги мне сделать это самому" – вот это обращение ребенка к учителю и является девизом Монтессори-педагогики. Ох, и нелегко иногда бывает смотреть на ребенка, который, пытаясь сделать что-либо самостоятельно, делает это неправильно. Особенно, с моим-то терпением. Но такой метод очень хорошо помогает научить ребенка добиваться поставленных целей. Важно не спешить помочь ему, пока он сам не попросит. Вот здесь и начинается самое трудное. Бывает, ребенок полчаса надевает ботинки, а уже нужно срочно выйти из дома. Как быть?
Я постаралась дать своему ребенку максимальную свободу действий. Пусть учится сам. Например, он сам убирает в корзину игрушки, пылесосит, выносит за собой горшок и подметает пол. Хотя ему недавно исполнилось три года. И это притом, что его никто не заставляет. Он хочет этого сам. Пусть я потом и переделаю за ним эту работу, но дам ему хотя бы попробовать сделать это самостоятельно.
Мария Монтессори учила, что каждый навык ребенок усваивает наилучшим образом в определенном возрасте. Например, дети до трех лет хорошо воспринимают мир посредством слуха, зрения, осязания, обоняния. А после трех они учатся «строить себя». Поэтому мы с мужем постарались обеспечить ребенка как можно большим количеством таких материалов, которые помогли бы ему развиваться и ухаживать за собой. Конечно, настоящие Монтессори-материалы, выполненные из натурального сырья и почти не меняющиеся уже сто лет в своем дизайне, стоят очень дорого. Поэтому, мы учли советы, которые были даны в книге и предоставили ребенку возможность играть с водой, песком, посудой, совком, веником, щеткой для обуви и т.д. Таким образом, он не только получил хорошую возможность познавать мир, но и строить свою личность и обслуживать себя самостоятельно, почти не завися от взрослых.
Учится ухаживать за собой.
Каждый день наш сын имеет возможность выбрать себе занятие сам. То он колотит гвозди вместе с папой, то поливает огород или чистит себе ботинки. Почти каждый день он моет посуду. Особенно он любит переливать воду из одной посудины в другую, а пролившуюся вытирать губкой.
Игры с водой.
Я стараюсь помогать ребенку только тогда, когда он сам этого попросит. Хотя это и сложно. Так и хочется ему помочь.
Я не знаю, каким вырастет мой сын. Но хочу сделать все возможное, чтобы он развивался духовно, творчески и физически.