Современное искусство фотографии переживает настоящий бум в создании изображений с оптическим эффектом, при котором в изображение вкладывается такое же уменьшенное изображение, в него еще меньше и т.д.. Самые распространенные сюжеты – это «самопоглощение»
Фотограф Josh Sommers
и «самопредставление»
Фотограф: manyone1
Фотограф: manyone1
Фотографии такого рода буквально втягивают нас внутрь картины, при длительном рассмотрении производя головокружительный эффект в прямом и переносном смысле, доводя до состояния, похожего на гипнотический транс.
Фотограф: Josh Sommers
Современные компьютерные программы позволяют легко создавать такие работы, однако само явление известно с незапамятных времен.
Самые простые источники подобных оптических иллюзий — полированные поверхности, зеркала: отражая свет и предметы, они создают видимость еще одного пространства. Встав между двумя зеркалами, мы видим своё изображение, повторяющееся до бесконечности и уходящее вглубь пространства. Множественный зеркальный эффект представлен в разных сферах — от мистики до архитектуры. В литературе часто встречается описание метода гадания с двумя зеркалами, образующими коридор, до сих пор его используют в различных магических ритуалах благодаря воздействию на бессознательные структуры мозга.
Марина Трушникова "Гадание на зеркале"
Знакомы нам анфилады комнат с зеркалами, завораживающе преобразующие реальность и создающие ощущение бесконечного пространства в усадебной архитектуре XIX века.
Зеркальный зал Дворца Херренкимзее, построенный в 1879-1881 годах по планам Георга Дольмана
Также этот эффект представлен в теории английского философа 20 века Джона Уильяма Данна, рассматривающего модель нашей Вселенной как систему зеркал, отражающихся друг в друге. В качестве метафоры он использовал образ художника, изображающего с фотографической точностью пространство, включающее изображение себя с мольбертом, на котором картина все с ним же самим, рисующим эту картину – и так до бесконечности. В литературе эта теория нашла свое воплощение в книге Хорхе Луиса Борхеса «Эксперимент со временем».
В 1969 году группа Pink Floyd выпустила альбом "Ummagumma" с подобным эффектом.
Обложка альбома Pink Floyd. Автор обложки: Hipgnosis
С конца 70-х годов 20 века эта зрительная иллюзия получила свое название в качестве эффекта Дросте. Термин появился благодаря журналисту, поэту и переводчику Нико Шепмейкеру, привлекшему внимание к изображению на коробке голландской марки какао Droste. Собственно, ничего нового не было изобретено, на коробке Droste изображена медсестра, которая несет на подносе коробку и чашку с какао с изображением той же медсестры, несущей чашку и коробку, и так до минимально различимого изображения.
Нужно заметить, что первое известное изображение такого плана датируется 1320 годом, это «Триптих Стефанески» знаменитого художника Джотто ди Бондоне. На ней кардинал Джакомо Гаэтани Стефанески подносит Святому Петру саму эту картину.
Интересно, что именно с голландского бренда эффект Дросте стал очень популярен. Массово создаются самые невероятные образы с помощью эффекта Дросте.
Фотограф: Josh Sommers
Фотограф Lester Ang
Фотограф: Michael_G
Фотограф: french-fries
Есть сведения, что идея нашла свое воплощение в нанотехнологиях, так что вполне вероятно, что мир еще не совсем знаком с возможностями этого удивительного оптического феномена и нас ждут в этой области удивительные открытия.
Пойти к ним можем уже сейчас… маленькими шагами ;-)