Планета людей

И таких групп 227

И таких групп 227

Прибежали в избу дети, второпях зовут отца…

Примерно так все и было… Приехали знакомые из тура по Скандинавии и, блестя глазами, обещали показать порнографию…

Я насторожился…

Думаю, что ж покажут-то? В «Квартале красных фонарей» побывали, не иначе… Или в музее каком, типа музея фаллосов.

А они включают ноут — и давай мне статуи демонстрировать.

Где порнография-то, вопрошаю. А они: дык, дядьки и тетьки голые!

Как все запущено, говорю… Про искусство слышали когда, нет?

Но каждый остался при своем мнении.

Эта доисторическая пара обиженно захлопнула ноут, а я поставил перед собой две цели: рассказать вам  немного про Вигеландпарк и самому в Скандинавию намылиться, чтобы и по парку побродить и фиордами полюбоваться… Вот осень настанет – поеду…

А пока – слушайте.

Есть в графском парке черный пруд…

Плавают по нему уточки. Парк, правда, не графский, а городской. Находится в столице Норвегии, Осло. И часть этого парка, имеющая название Вигеландпарк, представляет собой, как принято выражаться, музей под открытым небом.  227 скульптурных групп тамошних принадлежат резцу скульптора Густава Вигеланда.  В 1921 году, когда над мастерской Густава нависла угроза сноса, он предложил городу сделку:  он ему завещает все свое творчество, а город взамен – не учит жить, а обеспечивает материально.  Сошлись на 5 миллионах долларов. Тогдашних! Так что умножаем на 10… В эту сумму вошли мастерская, дом, помощники и материалы.  Думается, город дешево отделался… Ведь Вигеланд такое изваял, что стало знаменитым туристическим аттракционом.

Правда, до официального открытия парка, к Рождеству 1944 года, скульптор не дожил одного года.  Все равно, успел много всего сотворить. Памятник себе воздвиг… Рукотворный, правда… И в виде скульптурного многофигурного великолепия, и в виде себя самого. Правда, себя раздевать не стал. И так хорошо. Стоит себе скромно в уголке парка.

Изваял сам. Дату смерти выбили потом...

Изваял сам. Дату смерти выбили потом...

Теперь побродим по парку...

Вот, например, фонтан. Немолодые дядечки поддерживают чашу. Сначала дислокация этого фонтана планировалась около здания Парламента. Начальство начало крутить носом, тогда скульптор пригрозил, что подарит фонтан шведам.  Норвежцы разных прочих шведов не любят по политическим причинам, в которое вдаваться не будем, поэтому они испугались и согласились поставить фонтан в парке.

Не отдадим фонтан шведам!

Не отдадим фонтан шведам!

Вокруг фонтана скульптор посадил двадцать бронзовых деревьев, в ветвях которых чего только нет. От скелетов до детей.  Названия, правда, скульптор не давал никогда. И «Ласточкой» эту летящую девчушку назвали составители каталога.

И правда, ласточка...

И правда, ласточка...

Разве что в случае этой скульптурной группы скульптор согласился дать некоторую интерпретацию сюжета.  По поводу вот этого папаши, расшвыривающего младенцев, Вигеланд, устав от вопросов, буркнул: «Мало ли что привидится во сне». Может, ему и привиделись собственные  дети, оставленные бывшей жене.

Мало ли что привидится!

Мало ли что привидится!

А если пройти к детской площадке, то там, окруженный восемью изваяниями детишек, высится вот такой готовый родиться детеныш в позе «на старт».

На старт...

На старт...

Стометровый мост оформлен бронзовыми скульптурными группами, демонстрирующими разные темпераменты. Вот, например, свирепый мальчик.

Злые вы! Уйду я от вас!

Злые вы! Уйду я от вас!

Чего беснуется, спрашиваете? Да рядом папа с мамой целуются! Ревнует пацан!

Одни милые целуются, а другие бранятся?

Одни милые целуются, а другие бранятся?

Но есть и другие варианты обращения с женским полом. Можно через плечо перебросить, можно и так вот швырнуть.

Ух, какой!

Ух, какой!

Впрочем, можно мирно сидеть рядом, как  семья с малышом.

Столько нежности...

Столько нежности...

Не только милые парочки восседают вокруг главной доминанты парка – монолита. Тут и старухи, и дети… Жизнь!

Детвора

Детвора

Оседлали маму

Оседлали маму

Старухи

Старухи

А вот и монолит. Его, что ли, приняли за порнографию мои недалекие знакомые?  Ну, допустим, символ фаллический… Но, как говорили в кино «Забытая мелодия для флейты» партийные функционеры, секса – нет!  Сплетенье рук и ног – это сплетение человеческих взаимоотношений. Чем выше, тем люди моложе…

Сплетенье рук, сплетенье ног, судьбы сплетенье..

Сплетенье рук, сплетенье ног, судьбы сплетенье..

Этот стовосьмидесятитонный монолит изваян из цельного камня, который волокли почти год из карьера со скоростью метр в день. Да и ваяли не за одну минуту. 14 лет трое каменотесов долбили гранит, руководствуясь гипсовой отливкой, сделанной Вигеландом.

Вот такой общий вид монолита с окружающими скульптурами

Вот такой общий вид монолита с окружающими скульптурами

Да… Действительно,  памятник…

Планета людей, созданная одним гениальным скульптором…

Жду осени… Побродить по этой планете…

А вы?

  • Просмотров: 3715
  • Мнений: 24
  • 6

Материалы по теме

Комментарии (24)

  1. Надежда 20 июня в 16:02

    Монументально, однако… Местами странные фантазии у скульптора, хотя все жизненно… в многообразии отношений, как говорится.

     

  2. Елена 20 июня в 16:40

    Не знаю даже, что и сказать, но думаю, что это гораздо лучше скульптур из трупов. Но с детьми до 12 лет я бы туда ходить не советовала. Рановато им знать такие подробности.

    -1

    1. Андрей 20 июня в 17:25

      Ну, у Вас примерно такая реакция, как у моих знакомых...

      А по мне, чем раньше дети поймут, что в наготе нет ничего непристойного, — тем лучше...

      +1

  3. Виталий 20 июня в 17:43

    Да уж, у меня просто нет слов! Я и шокирован и приятно удивлен одновременно! На мой взгляд, таких откровенных памятников не найдется больше нигде в мире!

     

    1. Наталья 22 июня в 21:01

      Это если вынести за скобки и напрочь забыть всю историю искусств, начиная с античных времен, а то и раньше.  А еще мне вспомнился очень смешной рассказ Михаила Веллера "Лаокоон".

       

      1. Андрей 22 июня в 22:44

        Меня тоже этот рассказ заставил хохотать.

        А еще вспомнилась история с фресками Микеланджело.

        "Сцену страшного суда Микеланджело писал для Сикстинской капеллы (Ватикан) с 1535-го по 1541 год по заказу Папы Павла III Фарнезе. На ней множество обнаженных людей — грешников, праведников, а также ангелов и святых. Следующим папам фреска показалась развратной (ее даже называли баней). Павел IV приказал одеть участников процесса. Святым и грешникам срамные места прикрыли драпировками. Климент VIII вообще хотел сбить фреску, но его убедили не портить произведение. А Пий IV просто приказал ее закрасить.

        Однако в 1980-1990 годах реставраторы верхний слой смыли, и шедевр Микеланджело снова вернулся к людям."

        Можете себе представить, что только в конце 20 века смыли краску с росписи?

         

        1. Наталья 23 июня в 07:11

          Да, бедняга Микеланджело! По сравнению этой его работой меркнут подвиги Геракла.

           

  4. ant86 20 июня в 19:49

    Думаю, наших соотечественников понять можно, дело в привычке. Что мы обычно привыкли видеть, прогуливаясь в парках нашей родины? В лучшем случае это одинокая девушка с веслом в незамысловатой позе, а здесь такое буйство форм, просто глаза разбегаются. Честно говоря, поначалу сам был шокирован увиденным, но давайте не будем ханжами  и вспомним старика Фрейда, ведь сексуальность естественна для здорового человека, а что естественно, то не безобразно.

     

    1. Евгения Гай 20 июня в 20:09

      В естественном так много безобразного, даже страшного! Трупы, разложение — это тоже естественно… А сексуальность здесь какая-то животная, ей-богу. Нет, я не имею в виду саму обнаженность, тело, особенно мужское, здесь имеет почти классические пропроции. Но вижу только ТЕЛА, лица как стерты. Особенно шокировал атлет, разбрасывающий руками и ногами младенцев — символ нежелательного отцовства, что ли...

      Но в любом случае — нестандартно и талантливо, есть над чем задуматься, не все же любоваться.

       

      1. Андрей 20 июня в 20:50

        Очень может быть, что это и есть символ нежеланного отцовства.

        Ведь мужчину обычно не спрашивают, а ставят перед фактом.

        Хотя, если взглянуть на его гордо сжатые кулаки, может и другая мысль возникнуть: может, это отцовская гордость?  В кулаках так и слышится: "Я сделал это!"

        +1

        1. Евгения Гай 20 июня в 21:44

          В те годы, как я понимаю, в любой стране о контрацепции можно было только мечтать. Может быть, поэтому мужские тела в композициях столь агрессивны. Обнимающий женщину  мужчина, разбразывающий младенцев и отбрасывающий женщину… И все они смотрят друг на друга и похожи, как клоны...

           

    2. Андрей 20 июня в 20:47

      А я даже эротики тут не вижу.

      Это просто люди. И ни одна из поз не эротична. Тот же Вигеланд оставил после себя наброски эротические. А здесь — я бы назвал это "Человеческой комедией"… Или "трагедией".

      Видно, как-то не так воспитывают соотечественников. Кстати, не только их. В парке в 2007 году был акт вандализма. Кто-то ночью налепил всем статуям на  соски, гениталии и ягодицы черные бумажки, такие, как цензура лепит в журналах.

      +1

      1. Евгения Гай 20 июня в 21:45

        Не эротика стопудово!

         

  5. Eliza 20 июня в 20:45

    Главный монумент комплекса просто поражает — 180 тонн, 14 лет виртуозной работы… Колоссаль! ))

     

    1. Андрей 20 июня в 20:51

      Меня поразило все. Но все 227 скульптурных групп здесь разместить нереально.

       

  6. Ирина 20 июня в 23:48

    Ничего подобного раньше не видела, получила массу удовольствия, необычно, грандиозно, монументально, очень естественно, никакого намека на пошлость и эротику.Для меня в создании такого парка неожиданна сама идея, а реализация действительно талантлива.

     

    1. Андрей 21 июня в 00:08

      Если бы я мог все скульптуры показать...

      Но, если набрать в поисковике "Вигеландпарк", можно многое увидеть...  Это поэма в камне о жизни и смерти… О пути человека...

       

  7. marika 22 июня в 23:20

    Меня реально поразил этот материал. Спасибо автору.

    Что касается скульптора, то возникло ощущение, что такие идеи навеяны его способностью к ясновидению. Здесь много натурализма и философии. Причем, философии глубинной, житейской, мудрой.

    И с художественной точки зрения скульптуры имеют силу воздействия на чувства. А это и есть главное в искусстве.

    Колосальный труд! В особенности если подумать о трудности для обработки такого мтатериала.

    Даже удивительно, что это оказалось под силу одному человеку.

     

    1. Андрей 25 июня в 18:05

      Ну, он не собственноручно обрабатывал гранит. Каменотесы были к его услугам. Один бы он, наверное, в несколько человеческих жизней не уложился...

       

      1. marika 25 июня в 20:49

        А, так значит, это все-таки был скульптор признанный в своей стране? Не какой-то там несчастный нищий гений?

         

        1. Андрей 25 июня в 22:55

          Если бы Вы прочли статью, Вы бы не задавали этот вопрос)

           

          Открыть всю ветку (+3)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.