Стена отчуждения руками Альберто Джакометти

В серой крепости одиночества, за каменной стеной отчуждения, в осаде страха и непонимания – приблизительно такими мрачными аллегориями можно наиболее точно охарактеризовать творчество Альберто Джакометти (1901-1966 гг).

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 1

Неприятие окружающего мира, его порядков и навязываемых условностей – пропуская через себя весь спектр этих эмоций, Джакометти создавал скульптурные композиции, полные невесомости, — скорее тени, чем трехмерные реалии. Чтобы еще больше подчеркнуть их обособленность, мастер заключал некоторые свои работы в клетки – тонкие каркасные конструкции, призванные визуально изолировать то небольшое пространство, в котором обречены вечно покоится его шедевры.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 2

Одиночество в толпе – одно из самых сильных и тяжелых ощущений, в равной степени переживаемое гением и обычным современным человеком. Скульптурная группа «Три идущих человека» наполнена нервным напряжением и потерянностью, где отчетливо сквозит понятный нам страх перед неуверенностью в завтрашнем дне.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 3

Окончательно невозможное и страшное одиночество смерти – «Рука» Джакометти, созданная скульптором по реально уведенной во время войны картине оторванной человеческой руки. Эта «Рука» может заставить содрогнуться самых толстокожих материалистов и отвести в сторону глаза более ранимых и впечатлительных идеалистов.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 4

Сын художника, брат художника и дизайнера, друг и ученик знаменитых мировых мастеров, швейцарец итальянского происхождения — Альберто Джакометти не испытывал видимого одиночества. Но совершенно об обратном свидетельствуют его работы и собственные высказывания. «Моя душа, бесприютная и неприкаянная…» — так ощущал мастер одно из лучших своих творений – бронзовую собаку, созданную в 1951 году.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 5

Кинологи до сих пор спорят о породе животного, взятого Джакометти за основу, но природа чувств, послуживших отправной точкой создания этой скульптуры понятна. Изможденный силуэт собаки — тщетность поиска и безысходность бытия – результат влияния экзистенциализма, приверженцем которого стал художник во второй половине своего творчества.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 6

Одиночество — не это ли обязательный удел и неизбежная обитель настоящего гения. Можно спорить до хрипоты о критериях гениальности и «компетентно заявлять» «аргументированное мнение», но факт всегда остается фактом, а эпилог намного любопытнее пролога.

Эпилогом же творчества швейцарского мастера стало не только официальное признание в 1962 году на Венецианской биеннале, где Джакометти был объявлен лучшим скульптором современности, но и все возрастающее внимание к его работам, отражающееся в невероятно высокой их стоимости на мировых аукционах.

Стена отчуждения руками Альберто Джакометти — фото 7

Последнее свидетельство тому – финал торгов Sotheby’s 2010 года, откуда «Шагающий человек» Джакометти «ушел» за $104,3 млн,   немного обогнав предыдущего лидера — полотно Пабло Пикассо "Мальчик с трубкой", проданного в 2004 году за $104,1 млн, и став, таким образом, самым дорогим шедевром современного искусства в истории человечества, когда-либо выставляемого на публичные торги.

  • Просмотров: 6830
  • Мнений: 9
  • 1

Материалы по теме

Комментарии (9)

  1. Марина 7 октября в 02:01

    У Альберто Джакометти был неповторимый стиль, глядя на его творчество и исходя из его биографии, можно заметить боль, жизнь и страдания, образ жизни людей прошлого века. Скульптура "Идущий человек" производит впечатление одинокого человека но стремящегося к своей цели. Его скульптуры как сгоревшие спички сломаны и изогнуты это впечатляет. Хотелось бы добавить, скульптуры Альберто начал создавать не сразу, вначале он был живописцем.

     

    1. Ирина Нечаева 7 октября в 11:35

      Он и оставался художником до конца жизни. Мне не удалось найти хороших фотографий портретов Диего – младшего брата Альберто который служил старшему Джакометти постоянной моделью в скульптуре, живописи и графике.

      «Между скульптурой и живописью нет никакой разницы» — это высказывание самого мастера.

       

  2. Александр 7 октября в 20:12

    Я думаю, что на стиль и работы художника повлияла вторая мировая война. Когда гибнет множество людей, человек особенно кажется очень хрупким. Может поэтому художник делал фигуры намеренно вытянутыми.

     

    1. Ирина Нечаева 7 октября в 23:44

      Безусловно. Война полностью трансформирует сознание. Всего в короткой статье не уместишь, но именно послевоенные работы Джакометти принесли ему всемирную славу. Ранние – не менее талантливы, но, если можно так сказать, максимальное выражение иррациональности бытия, попытка осмысления экзистенции – просматривается именно в последних работах.

       

  3. Инна 7 октября в 23:01

    Впервые увидела работы  Альберта Джакометти. Ощущение какое-то двойственное, может быть потому что в статье все было уже расшифровано и описано. Промелькнула даже мысль, что это грусть инопланетянина, безвозвратно потерявшего возможность вернуться на свою планету… а не несет ли такая работа, если вы ее приобретаете, энергетику грусти?

     

    1. Ирина Нечаева 7 октября в 23:53

      Не знаю, наверное, все зависит от того, как ее воспринимать – как отражения души гения или как выгодную инвестицию.

      Говорят, что трех идущих человек собирался купить Абрамович – думаю, что он стал бы грустить над этой композицией только в случае падения ее котировки на рынке))

       

  4. EvilGvidon 11 октября в 22:18

    Думаю не совсем уместно говорить о стоимости этих произведений искусства, поскольку подобные творения просто бесценны, они принадлежат всему человечеству.

     

  5. Ольга 13 октября в 22:14

    Работы скульптора навевают тоску и боль, даже отчаяние… Страшно подумать что мог пережить этот человек, чтобы сотворить такое… Но в этом наверное и есть суть. Он хочет донести до людей те ужасы, творящиеся в одиноких и никому ненужных душах, душах скитальцев и непонятых миром. Он хочет, чтобы люди прочувствовали горе от их страданий и боль от непонимания...

     

  6. Елена 14 октября в 11:57

    Я не являюсь поклонником современного искусства. Мне оно кажется холодным, выморочным. Современные художники очень часто, как мне кажется," пишут сочинения на заданную тему", они точно прогнозируют реакции на собственные творения.
        Спасибо,  что открыли для меня этого мастера. Его работы — это подтверждение, что настоящее  эмоциональное искусство еще живо.

     

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.