В серой крепости одиночества, за каменной стеной отчуждения, в осаде страха и непонимания – приблизительно такими мрачными аллегориями можно наиболее точно охарактеризовать творчество Альберто Джакометти (1901-1966 гг).
Неприятие окружающего мира, его порядков и навязываемых условностей – пропуская через себя весь спектр этих эмоций, Джакометти создавал скульптурные композиции, полные невесомости, — скорее тени, чем трехмерные реалии. Чтобы еще больше подчеркнуть их обособленность, мастер заключал некоторые свои работы в клетки – тонкие каркасные конструкции, призванные визуально изолировать то небольшое пространство, в котором обречены вечно покоится его шедевры.
Одиночество в толпе – одно из самых сильных и тяжелых ощущений, в равной степени переживаемое гением и обычным современным человеком. Скульптурная группа «Три идущих человека» наполнена нервным напряжением и потерянностью, где отчетливо сквозит понятный нам страх перед неуверенностью в завтрашнем дне.
Окончательно невозможное и страшное одиночество смерти – «Рука» Джакометти, созданная скульптором по реально уведенной во время войны картине оторванной человеческой руки. Эта «Рука» может заставить содрогнуться самых толстокожих материалистов и отвести в сторону глаза более ранимых и впечатлительных идеалистов.
Сын художника, брат художника и дизайнера, друг и ученик знаменитых мировых мастеров, швейцарец итальянского происхождения — Альберто Джакометти не испытывал видимого одиночества. Но совершенно об обратном свидетельствуют его работы и собственные высказывания. «Моя душа, бесприютная и неприкаянная…» — так ощущал мастер одно из лучших своих творений – бронзовую собаку, созданную в 1951 году.
Кинологи до сих пор спорят о породе животного, взятого Джакометти за основу, но природа чувств, послуживших отправной точкой создания этой скульптуры понятна. Изможденный силуэт собаки — тщетность поиска и безысходность бытия – результат влияния экзистенциализма, приверженцем которого стал художник во второй половине своего творчества.
Одиночество — не это ли обязательный удел и неизбежная обитель настоящего гения. Можно спорить до хрипоты о критериях гениальности и «компетентно заявлять» «аргументированное мнение», но факт всегда остается фактом, а эпилог намного любопытнее пролога.
Эпилогом же творчества швейцарского мастера стало не только официальное признание в 1962 году на Венецианской биеннале, где Джакометти был объявлен лучшим скульптором современности, но и все возрастающее внимание к его работам, отражающееся в невероятно высокой их стоимости на мировых аукционах.
Последнее свидетельство тому – финал торгов Sotheby’s 2010 года, откуда «Шагающий человек» Джакометти «ушел» за $104,3 млн, немного обогнав предыдущего лидера — полотно Пабло Пикассо "Мальчик с трубкой", проданного в 2004 году за $104,1 млн, и став, таким образом, самым дорогим шедевром современного искусства в истории человечества, когда-либо выставляемого на публичные торги.
У Альберто Джакометти был неповторимый стиль, глядя на его творчество и исходя из его биографии, можно заметить боль, жизнь и страдания, образ жизни людей прошлого века. Скульптура "Идущий человек" производит впечатление одинокого человека но стремящегося к своей цели. Его скульптуры как сгоревшие спички сломаны и изогнуты это впечатляет. Хотелось бы добавить, скульптуры Альберто начал создавать не сразу, вначале он был живописцем.