Головокружительный эффект Дросте

Современное искусство  фотографии переживает настоящий бум в создании изображений с оптическим эффектом, при котором в изображение вкладывается такое же уменьшенное изображение, в него еще меньше и т.д.. Самые распространенные сюжеты – это «самопоглощение»

Фотограф Josh Sommers

Фотограф Josh Sommers

и «самопредставление»

Фотограф: manyone1

Фотограф: manyone1

Фотограф: manyone1

Фотограф: manyone1

Фотографии такого рода буквально втягивают нас внутрь картины, при длительном рассмотрении производя головокружительный эффект в прямом и переносном смысле, доводя до состояния, похожего на гипнотический транс.

Фотограф: Josh Sommers

Фотограф: Josh Sommers

Современные компьютерные программы позволяют легко создавать такие работы, однако само явление известно с незапамятных времен.

Самые простые источники подобных оптических иллюзий — полированные поверхности, зеркала: отражая свет и предметы, они создают видимость  еще одного пространства. Встав между двумя зеркалами, мы видим своё изображение, повторяющееся до бесконечности и уходящее вглубь пространства. Множественный зеркальный эффект представлен в разных сферах —  от мистики до архитектуры. В литературе часто встречается описание метода гадания  с двумя зеркалами, образующими коридор, до сих пор его используют в различных магических ритуалах благодаря воздействию на бессознательные структуры мозга.

Марина Трушникова "Гадание на зеркале"

Марина Трушникова "Гадание на зеркале"

Знакомы нам анфилады комнат с зеркалами,  завораживающе преобразующие реальность и создающие ощущение бесконечного пространства в усадебной архитектуре XIX века.

Зеркальный зал Дворца Херренкимзее, построенный в 1879-1881 годах по планам Георга Дольмана

Зеркальный зал Дворца Херренкимзее, построенный в 1879-1881 годах по планам Георга Дольмана

Также  этот эффект представлен в теории английского философа 20 века Джона Уильяма  Данна, рассматривающего модель нашей Вселенной как систему зеркал, отражающихся  друг в друге. В качестве метафоры он использовал образ художника, изображающего с фотографической точностью  пространство, включающее изображение себя с мольбертом, на котором картина все с ним же самим, рисующим эту картину – и так до бесконечности. В литературе эта теория нашла свое воплощение в книге Хорхе Луиса Борхеса «Эксперимент со временем».

В 1969 году группа Pink Floyd выпустила альбом "Ummagumma" с подобным эффектом.

Обложка альбома Pink Floyd. Автор обложки: Hipgnosis

Обложка альбома Pink Floyd. Автор обложки: Hipgnosis

С конца 70-х годов 20 века эта зрительная иллюзия получила свое название  в качестве эффекта Дросте.  Термин появился благодаря журналисту, поэту и переводчику Нико Шепмейкеру, привлекшему внимание к изображению на коробке голландской марки какао Droste. Собственно, ничего нового не было изобретено, на коробке Droste изображена медсестра, которая несет на подносе коробку и чашку с какао с изображением той же медсестры, несущей чашку и коробку, и так до минимально различимого изображения.

Головокружительный эффект Дросте — фото 8

Нужно заметить, что первое известное изображение такого плана датируется 1320 годом, это «Триптих Стефанески» знаменитого художника  Джотто ди Бондоне. На ней кардинал Джакомо Гаэтани Стефанески  подносит Святому Петру саму эту картину.

Головокружительный эффект Дросте — фото 9

Интересно, что именно с голландского бренда эффект Дросте стал очень популярен. Массово создаются самые невероятные образы с помощью эффекта Дросте.

Фотограф: Josh Sommers

Фотограф: Josh Sommers

Фотограф Lester Ang

Фотограф Lester Ang

Фотограф: Michael_G

Фотограф: Michael_G

Фотограф: french-fries

Фотограф: french-fries

Есть сведения, что идея нашла свое воплощение в нанотехнологиях, так что вполне вероятно, что мир еще не совсем знаком с возможностями этого удивительного оптического феномена и нас ждут в этой области удивительные открытия.

Пойти к ним можем уже сейчас… маленькими шагами ;-)

Головокружительный эффект Дросте — фото 14

  • Просмотров: 3051
  • Мнений: 16
  • 3

Материалы по теме

Комментарии (16)

  1. Виктор 20 ноября в 20:37

    Автор выбрал для рассммотрения тему очень интересную любому не зависимо от того чем он занимается. Даже заядлый хулиган заметит индивидуальность и неповторимость изображений и картин сделанных (написанных) при помощи эффекта Дросте. Надежда попала в точку назвав эффект «головокружительным».замечательная статья.БРАВО!!!

     

    1. Надежда 27 ноября в 00:22

      Виктор, спасибо за добрые слова, а по поводу головокружительности, так такие изображения на самом деле и производят впечатление, и от долгого смотрения кружится голова))

       

  2. Мария 21 ноября в 16:51


    Снимки вызвали массу сумбурных эмоций. Создается впечатление деформации пространства. Оно поглощает тебя, переносит во времени, и ты уже не в силах сопротивляться. Такие работы способны взбудораживать сознание и активизировать воображение. На мой взгляд – вещь великолепная. Рекомендуется любителям психоделии и провокаций.

     

    1. Надежда 27 ноября в 00:26

      Думаю, что не зря любые оптические иллюзии приковывают внимание, наш глаз не совершенен, часто дает искаженную информацию, а для творческих людей — это находка, многие же картины написаны с использованием самых разных оптических иллюзий. Эта, действительно, провокативна по своей сути и в то же время использует одну из сильнейших моделей — спираль, поэтому не может не привлечь внимание.

       

  3. Semen 22 ноября в 00:38

    Эффект интересный, только не все им умеют пользоваться. Ну, что это за мужик с дыркой в районе грудной клетки? О чем фотография с дыркой в подошве стопы? Работы Josh Sommers банальны до уныния, а его фото с ладошками прямо пример того, что могут сделать с хорошей идеей лентяи, для которых кропотливая работа над фотографией — непосильный труд, тяп-ляп короче… Раньше, когда подобные эффекты получали путем многократной разномасштабной фотопечати с маской и ретушированием, такую грубую поделку себе могли бы позволить лишь начинающие фотографы-школяры. Сейчас фотографы такого же уровня пытаются пиариться, выставляя на всеобщее обозрение свои скоропостижные поделки как тот же Josh Sommers. Создается впечатление, что технический прогресс выхолащивает искусство или… искусство не поспевает за техническим прогрессом.

    +1

    1. Надежда 27 ноября в 00:48

      Семен, Ваши чувства мне понятны, во многом могу с Вами согласиться,  с другой стороны, я не  столько категорична. Согласитесь, что любое изделие ручной работы всегда уникальнее, чем его машинный собрат, если, конечно, это действительно произведение мастера,  а не новичка. Это  к вопросу ретуши и фотообработки.

      А Вы не подумали, что интерес фотографов может быть просто всплеском любопытства, если есть встроенная функция, почему бы не попробовать? Это приблизительно то же самое, как любой человек, впервые взявший в руки цифровой фотоаппарат и увидевший функцию макрос'емки, сразу же начинает фотографировать жучков-паучков и всякие там капельки росы.

      Я пыталась показать использование эффекта Дросте в разных сферах, для этого взяла доступные иллюстрации с фотосайтов. Утверждения, что это верх творческого совершенства, не было, а то, что это эффект Дросте иллюстрирует, я думаю, Вы оспаривать не будете. Если сумеете с данным эффектом представить чьи-то работы, являющиеся образцом фотоискусства, думаю, всем будет интересно.

       

  4. Valery 23 ноября в 13:22

    Экспериментирую с этим эффектом. Работаю в PhotoshopCS5. Мой аватар как раз на эту тему. От этих фотографий интересное ощущение продолжения жизни после жизни. И это не тяп – ляп, как определили некоторые. Нужно сначала почувствовать, а потом создать.

     

    1. Semen 26 ноября в 07:04

      Ну, Вам как мастеру фотошопа виднее, а я (наверное, в силу своей серости) ничего необычного не увидел в наложенных одна на другую ладонях. Силюсь понять, чего там автор "прочувствовал" и ничего-то у меня не выходит. Наверное Josh Sommers в каких то особых, недостижимых для меня сферах витал, меняя масштаб и накладывая слои один на другой. Пойду, картонные коробки разных размеров друг на друга поскладываю, может и меня озарит.

      Девчонка в розовых штанах, сидящая в оконном проеме еще вызывает какой-то интерес, а дырка в пятке (тоже кстати грубо выполненная) вряд ли кому будет интересна. Эффекты, это хорошо, но без сюжета фотографию, претендующую на звание "художественной" никакие эффекты не спасут.

       

      1. Valery 26 ноября в 21:05

        Надеюсь к Вам это придёт.

         

        1. Semen 29 ноября в 21:04

          Надеюсь, меня такое обойдет дальней стороной.

           

      2. Надежда 27 ноября в 01:11

        Знаете, Семен, вот когда какое-то, назовем так, произведение вызывает много разноречивых мнений, в нем однозначно что-то есть))

        Помните, как в фильме "Служебный роман" Лия Ахеджакова в роли секретарши сапоги примеряла и спрашивала мнение, потом сказала: "Значит, хорошие, надо брать")))

        У меня лично дырка в пятке никаких отрицательных эмоций не вызывает, я бы ушла в этом случае от буквализма и подумала о метафоре движения по спирали.

        Кстати, если у Вас с коробками что креативное родится, Вы не забудьте поделиться с нами, интересно ведь.

         

    2. Надежда 27 ноября в 00:51

      Валерий, а мне нравится Ваш портрет с эффектом Дросте. Пожалуй, надо тоже попробовать пофотошопить))

       

  5. Света 25 ноября в 14:18

    Очень интересный эффект! :) Даже возникает ощущение, что затягивает внутрь некоторых фотографий… +

     

    1. Надежда 27 ноября в 01:16

      Затягивает, Света, точно))

       

  6. Андрей 27 ноября в 19:15

    Именно, что затягивает. В целом — ощущение всасывания в воронку и даже мерещится тихий звук, как у воды, завивающейся в сливе ванной. И хочется упираться руками и ногами, чтобы не дать втащить себя в этот жутковатый колодец  (вспоминается полет Алисы сквозь кроличью нору). В детстве меня пугала аналогичная картинка: на коробке крупы (кукурузных хлопьев или еще чего-то, не помню точно) нарисована была барышня, в руках у которой была такая же коробка с нарисованной барышней, держащей коробку, и так до бесконечности. И эта гипотетическая бесконечность меня ужасала тогда и продолжает ужасать сейчас. Интересная тема.

     

  7. Верико 6 января в 14:36

    Здравствуйте.

    Призадумалась и в восторге!

    Эффект Дросте пленяет внимание и заставляет вдуматься в в увиденное.

    Лично у меня, особенно после просмотра фото Josh Sommers -а возникло впечатление вертепа, ассоциирующегося с ящиком Пандоры — как одно, зачатое малюсенькое зло,  может и обязательно вырастет в большое. По моему этот эффект не только выражает "самопоглащение", — им можно также успешно выразить и  "разрастание".

     

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.