26 февраля в Эрмитаже открылась персональная выставка Даши Намдакова. Она проводится в рамках проекта «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников».
Его работы мне довелось видеть год назад в Улан-Удэ. Его творчество потрясло меня. Да он просто гений!
Даши Намдаков родился в 1967 г., в Забайкалье. Окончил Красноярский художественный институт. Член Союза художников России, Заслуженный художник России. В 2003 году за произведения, представленные на выставках Москвы, он получил Серебряную медаль российской академии художеств. Его персональные выставки проводятся в музеях и выставочных залах городов всего мира. Германия, Швейцария, Америка, Япония, Китай и, конечно, Россия. А в этом году, как видите, его произведения – бронзовая скульптура, графика, ювелирные изделия выставлены в главном музее страны.
К его регалиям добавлю, что его крупные, монументальные произведения, украшают площади Иркутска, Астаны и других городов.
Такова скульптура «Жер-ана» (Земля-мать), изображающая сакскую царицу Томирис, стоящую на гигантском десятиметровом быке, размах рогов которого составляет 7 метров.
И еще. В фильме Бодрова-старшего «Монгол» он работал художником-постановщиком.
Что касается моего личного восприятия творчества художника, то я нахожу его схожим с эстетикой Сальвадора Дали. Его уже называли в масс-медиа бурятским Пикассо. При этом отмечают этничность его творчества. Ведь недаром нынешняя выставка своим названием и, безусловно, содержанием, обращена к истокам, корням, культурному наследию кочевников.
И, в самом, деле, бронзовые фигуры, как будто покрыты пеленой времени, местами позеленевшие, местами красноватые. Кое-где детализированы, и детали эти снабжены чертами этничности, изящными орнаментами. А кое-где автор нарочито небрежно эти детали опускает, как ненужные подробности, сосредоточивая внимание на чем-то более глобальном, общечеловеческом. Весь мировой опыт, наследие Запада и Востока, Севера и Юга, с древних времен по сегодняшний день пропущен через творческое сознание художника, безусловно, носителя культуры своего народа, воплощается в его творчестве. И, наоборот. Древний быт кочевников дошел до наших дней, синтезировался с мировым наследием, и сейчас повествует людям о людях, поражая воображение, вызывая эмоции.
Кстати о мировом опыте. Есть у Даши скульптура «Похищение Азии». В пику знаменитым полотнам Серова, гигантская рыба, изображенная без воды (вместо быка, пересекающего океан), несет на своей спине азиатскую девушку, а не Европу, дочь Зевса. Есть работа «Лицо Африки». Смотришь на нее и представляешь саванну, звуки там-тама, пляски африканских племен. И почему-то археологические раскопки.
Кстати говоря, не всегда эмоции эти – бурный восторг, как у меня. На выставку я ходила с сестрой и ее мужем. Пока мы с сестрой ходили, восторженно охая и ахая, фотографируясь у каждой, понравившейся нам работы, зять сдержанно молчал. Сдерживал он, как выяснилось, возмущение. «Он нас изображает некрасивыми, — сказал он, когда мы уже покидали выставку, — посмотрят люди, и скажут, что буряты – некрасивые…» Короче, эстетика Намдакова была им не понята.
Так вот, конкретно мыслящие мои! В творчестве Даши, как и в творчестве Дали, не стоит искать фотографического сходства с изображаемым объектом. Это же абстрактный взгляд, это же изображена идея! Это же художник! Он, как говорится, так видит. А зритель понимает, что он видит. И иногда понимает по-своему.
Действительно, пропорции фигур людей порой нереалистичны, лица вылепливались точно не на конкурс красоты «Мисс Мира» или «Мистер Европа». Зато в них запечатлены эмоции, взгляд на мир. И, по-моему, они прекрасны!
Еще раз повторю, Даши Намдаков – гений.