Реалистичный компонент Пасхи для нас материализуется, прежде всего, в нетривиально оформленном яйце. Даже те, для кого христианская религия и ее ритуалы – экзотика, знают, что праздник Пасхи непременно включает крашеные, разрисованные или изготовленные из разных материалов яйца.
Не Пасха ли продиктовала число яиц для «Проекта века» Владимира Цеслера и Сергея Войченко? Чем не двенадцать апостолов современного искусства эти двенадцать эпохальных личностей ушедшего двадцатого столетия?
«Проект века. 12 из ХХ» появился тогда, когда век уходил в историю, в 1999 году, и получил широкий резонанс. Он экспонировался в ГМИИ имени Пушкина в Москве (1999 — 2000), В Музее Людвига при ГРМ в Санкт-Петербурге (2000), на Венецианской Биеннале (2005).
Белоруские дизайнеры посвятили каждому из выбранных ими творцов по яйцу, с их точки зрения, ставшему квинтэссенцией творчества каждого персонажа.
Пройдемся «ab ovo» («с самого начала», «от яйца») взглядом по всем экспонатам и подумаем, насколько эти яйца отразили творчество корифеев модернизма двадцатого века.
Вот яйцо, посвященное Пабло Пикассо. Из красного дерева с использованием соединения «ласточкин хвост», характерного для работы столяров-краснодеревщиков.
Пабло Пикассо
С моей точки зрения, кубизм Пикассо, в котором трехмерные плоскости натуры совмещались на двухмерном пространстве холста, выразить удалось вполне.
Акриловое белое яйцо, увеличенная копия сваренного вкрутую очищенного яйца, символизирует творчество Марселя Дюшана, подготовившего почву для концептуального искусства. Того самого, скандально выставившего писсуар под названием «Фонтан».
Марсель Дюшан
Белый фаянс писсуара перекликается с белизной яйца и параллель ясна: как писсуар – не фонтан, а предмет иного утилитарного содержания, выполненный не в качестве произведения искусства, так и очищенное яйцо – не скульптура, а еда.
Творчество американца Эндрю Уайета представлено деревянным яйцом. Изъеденным жучком и серым, словно дерево провело много лет в воде. Так и просится эпитет: сермяжным.
Эндрю Уайет
Именно таким и был этот знаменитый домосед и магический реалист, вдыхавший мистическую жизнь в самые простые предметы своего провинциального быта.
Теперь — розовое мраморное яйцо в нежных прожилках. Словно галька, обкатанная морем. Ее формы напоминают вытянутые лики и обтекаемые формы натурщиц Амедео Модильяни.
Амедео Модильяни
Даже форма этого яйца не столь классически «яйцеподобна». Это изящно вытянутое яйцо по форме очень отличается от остальных, так же, как и живопись Модильяни искусствоведы не могут втиснуть в рамки какого-либо известного течения.
А теперь – техника! Нечто механистическое, вроде головки цилиндра двигателя.
Жак Тингели
Совсем, как скульптуры Жака Тингели (по другой транскрипции, Тэнгли), представителя кинетического искусства, вдохновленного дадаизмом, основателя метамеханики: его скульптуры, состоявшие из колес, шкивов, винтов занимались саморазрушением на глазах у зрителя.
А вот и ржавое чугунное сооружение. Уж не бомба ли от поэта Владимира Маяковского? Наверняка внутри этой бесчувственной железяки бьется ранимое сердце, намекают авторы.
Владимир Маяковский
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
.............................................
.............................................
Блестящее золотом яйцо от сюрреалиста Сальвадора Дали не могло быть иным!
Сальвадор Дали
Оно растекается, сплющиваясь, как предметы в его знаменитом «Постоянстве памяти»,
да еще и отражает все, видоизменяя и деформируя натуру, как и он это делал в своих полотнах.
Черное яйцо из эпоксидной смолы – как черная дыра в антимир.
Казимир Малевич
Тут сопоставление напрашивается моментально: черный квадрат Казимира Малевича. Такой же матовый и непроницаемый.
Франс Мазерель представлен стальным яйцом с фабричным клеймом.
Франс Мазерель
Для Мазереля главной была социальная направленность искусства, посвященного людям труда. Так что сталь – материал для него идеальный.
С яйцом для Гюнтера Юккера было просто.
Гюнтер Юккер
Таких же ощетинившихся «ежиков» из гвоздей он представлял на выставках нефигуративного искусства, варьируя эту идею многократно.
Полосатое яйцо для Виктора Вазарели, основоположника оп-арта, тоже выглядит так, будто изваяно им самим.
Виктор Вазарели
Акриловое прозрачное яйцо, символизирует творчество Иосифа Бродского. Так ли были прозрачны стихи Бродского? Вряд ли, они сложны. Но поэзия его чиста, с этим не поспоришь. Чувство слова – хрустально, ни одного пятна или царапины.
Иосиф Бродский
Тихотворение мое, мое немое,
однако, тяглое — на страх поводьям,
куда пожалуемся на ярмо и
кому поведаем, как жизнь проводим?
Как поздно заполночь ища глазунию
луны за шторою зажженной спичкою,
вручную стряхиваешь пыль безумия
с осколков желтого оскала в писчую.
Как эту борзопись, что гуще патоки,
там не размазывай, но с кем в колене и
в локте хотя бы преломить, опять-таки,
ломоть отрезанный, тихотворение?
........................................................
........................................................
Интересно, кто станет объектом для подобного рода «художественной летописи» века двадцать первого? Поживем-увидим!
Доброго времени суток! Да все это не спроста столько всего узнал из выше прочитаного. Каждый предмет несет в себе что то свое загадочное, индивидуальное инеобьяснимое. Об афторах таких вещей будут помнить вечно. По крайне мере с моей точки зрения. Ведь до сих пор идут обсуждения таких тем.