Всех без исключения художников в конечном итоге характеризует лишь одно — созданные ими творения. Каждое из них по-своему уникально и несет некий смысл, который автор пытается донести до нас с вами. Сравнивать художников и живописцев очень трудно, ведь у всех людей разное восприятие мира — их мироощущения различны. Объединяет их одно — это безудержная фантазия и желание творить.
Cerberus ( Гравюра Гюстава Доре)
В этой статье я постараюсь сравнить работы двух гениев, которые работали в разных направлениях, но создали нечто такое, что их объединило в наших с вами глазах. В данном случае речь пойдет о Поле Гюставе Доре и Сальвадоре Дали. А объединила их, пусть они делали её в разное время, работа по созданию иллюстраций к одному из величайших произведений в литературе, а именно к La Divina Commedia или Божественной Комедии Данте Алигьери. Само произведение построено очень симметрично и разделяется на три части: первая часть Ад, вторая Чистилище и третья Рай. Опираясь на католической традиции, загробный мир, как известно, состоит из ада, куда попадают те, кто навечно должен гореть и мучатся, чистилища — для тех, кто искупает свои грехи и рая — обители безгрешных людей наслаждающихся загробной жизнью. И Данте в своей "комедии" проводит нас по всему загробному миру, где всё очень детально и живо описывает. Наверное, именно из-за такого талантливого описания побуждающего фантазировать и представлять было выбрано именно это произведение для иллюстрирования.
Гюстав Доре начал рисовать с самого детства. И каждое его произведения было выполнено с таким мастерством, что он стал очень известным, будучи ещё совсем молодым. Каждая его гравюра как вызов к следующей, рисуя всё с большим рвением и желанием он достиг непревзойдённых успехов в этой области рисунка. Одна из его известнейших гравюр сделанных для иллюстрации Божественной комедии — этоCerberus.
Ведь, как известно, именно Цербер охраняет вход в царство мёртвых, именно с него начинается путешествие. В сравнении с акварелью Сальвадора Дали, на ту же тему, не беря во внимание то, что он сюрреалист, обе иллюстрации различны, но одновременно дополняют друг друга. Оба художника передали нечто своё, неповторимую атмосферу страха — в случае Дали или покоя в рисунке Доре. Ведь все мы боимся оказаться в загробном мире и переплыть реку Стикс, но также наше сознание будоражит интерес к тому, а что там на противоположном берегу. Очень точный, наполненный большим количеством деталей рисунок Доре, разительно отличается от акварели Дали сделавшим сильнейший акцент на агрессию и непокорность цербера, не взяв детали за основу.
Cerberus (Сальвадор Дали)
Сальвадор Дали сделал акварели к каждой из 100 песен, в отличии от Доре бравшим за основу сюжет из любой терцины ( 3 строчки ) из песни. Независимо от этого очень многие их гравюры/ акварели перекликаются друг с другом, тем самым дополняя и давая нам основу фантазировать дальше самим.
In the heaven of Mercury ( Cальвадор Дали)
Mercury ( Гюстав Доре)
Ведь эти две иллюстрации тоже перекликаются? Не так ли?!
Любая из их гравюр/ акварелей с одной стороны — это не с чем не сравнимое произведение искусства, но сравнивая такие работы друг с другом понимаешь, что пусть один из них был гравёром и живописцем, а другой был выдающимся сюрреалистом осознаешь, что искусство настолько многогранно, что даже двух гениев мало чтоб охватить его со всех сторон, пусть это даже просто иллюстрации к произведению.
Очень интересное сравнение. Оба художника действительно дополняют друг друга. Иллюстрации Доре более сдержанны и строги, чем у Дали. Но есть в их произведениях какая-то общая основа, это точно.