Здравствуйте, Мамочки!!! Хочу поделиться с Вами опытом развития мелкой моторики у деток до года. Как будущий логопед также хочу отметить важность развития мелкой моторики у малышей, это влияет на дальнейшее речевое развитие детей. Сейчас в магазинах продается множество различных игрушек для развития моторики детей, при выборе игрушек следует обратить внимание на некоторые особенности: выбирайте игрушки при изготовлении которых используются различные материалы (дерево, пластмасса, резина, плюш и пр.); также необходимо выбирать игрушки разные по фактуре: шершавые, гладкие, колючие, с дырочками и пр.; игрушки должны быть разнообразные по размеру и форме, но не следует забывать, что ребенку должно быть удобно, играть с ними, т.е. игрушка не должна быть слишком тяжелой или большой. Следует обратить внимание и на предпочтения малыша, далеко не всем из них нравятся одинаковые игрушки.
Но не следует все надежды в развитии мелкой моторики возлагать только на игрушки, не забывайте и про массаж, как общий, так и мелкий, массируйте каждый пальчик крохи, можно применять также различные народные стишки- потешки, их великое множество. Вот несколько примеров, которые нам особенно нравятся:
Хома-хомячок
Хома, хома, хомячок. Хома мягкий бочок.
(похлопайте себя по бокам)
Хома рано встает, Шейку моет, щечки трёт.
(потрите шею, потом щеки)
Подметает Хома хатку и выходит на зарядку
(имитируйте движения, как будто Вы веником подметаете пол)
Раз, два, три, четыре, пять.
(делайте любые упражнения под счет)
Хома хочет сильным стать.
(Согните руку в локте и покажите бицепс).
А эти для пальчиков.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — "Ура!"
Нам играть идти пора!
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
(читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик).
Не стоит забывать также и о подручных средствах развития мелкой моторики, ведь многие дела можно делать вместе с ребенком (конечно, когда он уже постарше). Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются специальные игрушки или пособия, используется все, что есть под рукой (бусинки, крупа, пуговицы, прищепки, кастрюли и пр.), конечно все это под наблюдением взрослого. Приведу несколько примеров подобных игр.
Можно вместе с ребенком мыть посуду ( когда он уже самостоятельно уверенно стоит на табуретке ). Конечно, мытье посуды затянется, но сколько радости принесет Вашему малышу плескание в воде и перебирание посуды в раковине. Так жеребенок с раннего возраста начнет принимать участие в домашних заботах.
Так мы моем посуду
Также нам очень нравятся игры с крупой, ребенок при этом абсолютно счастлив. Лучше всего здесь подходит горох или фасоль, насыпаем в глубокую миску и предоставляем ребенку свободу действия, у нас съесть фасоль пока не получается, так как мелко пока для него, но в руки уже берем, разглядываем, разбрасываем и радуемся. Когда будет постарше, то можно будет вместе собирать, перебирать, перекладывать из одной чашки в другую и пр., у кого на что фантазии хватит.
С помощью мамы
Теперь самостоятельно
это так весело
Также можно играть с прищепками, для начала ребенок научится их отцеплять, ну, а в будущем прикреплять. Можно сделать ёжика, который будет хранить прищепки: из картона вырезать туловище ёжику, раскрасить его, а прищепки разместить как иголки.
И таких разнообразных игр можно придумать множество, главное оглянуться по сторонам и включит свою фантазию ( в крайнем случае поискать в журналах или интернете), а Ваш малыш будет бесконечно благодарен и счастлив.
Любите своих малышей!!! Им для счастья нужна только наша любовь!!!
С этой проблемой я знакома непонаслышке.
Также хочу порекомендовать прочесть книгу Марии Монтессори. Её методика считается одной из прогрессивных в процессе развития речи.