К первому дню рождения Златы мы готовились основательно и с выдумкой, и праздник выдался наславу. А когда были получены последние поздравления от родственников и друзей, я взглянула на свою дочурку совсем по-другому: она уже не была беспомощным малышом. Буквально за последний месяц доча совершенно изменилась – научилась ходить, сказала первое слово, потянулась к ложке, а главное стала требовать всё больше и больше самостоятельности. И я решила всячески поддерживать в ней это стремление.
В литературе очень много сказано про приучение к горшку и приём пищи без помощи взрослого, я же хочу рассказать о других аспектах развития самостоятельности у ребёнка.
Во-первых, я призываю всех мам, как можно раньше познакомить ребёнка со словом «нельзя». Моя знакомая, сама мама крошки, была очень удивленна, когда я довольно строго сказала дочери: «Нельзя. Это не твоя пустышка». И каково же было её изумление, когда Злата послушалась!
Во-вторых, ребёнок как можно раньше должен приучиться быть в ситуации одиночества. Да-да, одиночества. Конечно, я не агитирую оставлять ребёнка без присмотра, например, на полчаса — час. Но у меня глубокое убеждение, что даже месячный ребёнок не просто может, но и должен оставаться периодически наедине с самим собой. Это не только облегчит жизнь молодой маме, но и позволит в правильном направлении формироваться самому ребёнку, в том числе его познавательным способностям и личности в целом. А ребёнок, который научился ползать или ходить уже вполне может увлечь сам себя минут на пятнадцать, а то и больше. Например, когда моей дочери надоедает крутиться вокруг меня на кухне, она уходит в зал, сама достает книжки с полки и усаживается за «чтение».
Эти два вышеизложенных пункта я держу на заметке постоянно. Что же изменилось, когда дочь стала годовасиком? Я предложила Злате выполнять несложные задания, если хотите домашние дела. Например, после того, как дочь писает в штанишки (с кем не бывает), она сама приносит мне чистые ползунки для переодевания. Сначала я брала дочь за ручку и отводила к контейнеру, в котором у нас лежат чистые вещи (именно штанишки я поместила в удобный и доступный контейнер, а не в шкаф с остальной одеждой) – так продолжалось пару дней. Следующие несколько дней я садилась на диван и просила дочку сходить за ползунками самой. Теперь моя малышка прекрасно знает, что нужно делать и без моих напоминаний.
Следующим заданием для дочки было научиться убирать на место после прогулки свою курточку. Для этого под взрослыми вешалками мы прибили забавный детский крючок и показали, как нужно его использовать. В данном случае очень ценным оказалось и то, что Злата видит пример взрослого. Мы приходим с прогулки, я снимаю одежду с себя и с дочери, а затем мы вешаем куртки – каждая на свою вешалку.
Стоит ли говорить, что ребёнок вполне способен собрать свои игрушки? Или, например, подать маме прищепки, пока та развешивает бельё? В действительности, таких примеров можно привести великое множество, и каждая мама найдет что-то своё. Приложив сейчас в раннем возрасте немного усилий, Вы облегчите жизнь не только себе, но и своему ребёнку – он «с младых ногтей» будет расти ответственным, независимым и развитым человеком.