В 2022 году, говорят в Ассоциации туроператоров России (АТОР), отрасль только начала восстанавливаться после ковидной непредсказуемости, и смогла увеличить глубину бронирования с 2-3 недель до полутора месяцев. Но события на Украине этот незначительный рост отшатнули назад. Как теперь выживать всем причастным к путешествиям, пытались понять на туристической выставке MITT «Новый проспект».
Вице-президент АТОР Сергей Ромашкин считает, что влияние пандемии на отрасль идет по нисходящей. Это в Санкт-Петербурге губернатор продолжает настаивать на том, что масочный режим и близко не закончен, а в Москве о нем позабыли, как о страшном сне. Но вернемся к туризму. У пляжного отдыха, по словам Ромашкина, в прошлом году все складывалось совсем неплохо, а у Крыма – так и вовсе шикарно. Но «экскурсионки», столь важные для Москвы и Северной столицы, до пандемийного уровня так и не подтянулись.
— После 24 февраля продажи упали примерно на 50% к такому же периоду прошлого года и на 30% — к началу февраля, — отметил Сергей Ромашкин, добавив, что с возобновлением 15 марта программы туристического кешбэка начался рост продаж туров по России.
Самым продаваемым для страны является внутренний туризм. Доля Санкт-Петербурга, остающаяся стабильной последние десятилетия, в туристическом спросе составляет 8%. При этом в последние годы здесь стремились сделать все, чтобы посетители Северной столицы хотели вернуться сюда снова и снова. Поэтому и появлялись привлекательные для туристов продукты: свадебный туризм, новые маршруты и общественные пространства вроде «Новой Голландии» или «Севкабельпорта». Работало — загрузка гостиниц города в 2021 году составила 45%, приехали 5,8 млн российских гостей, потративших 234 млрд рублей.
А ведь помимо существующих в городе заманчивых мест, инициативные люди постоянно предлагали и новые варианты развития территорий. Одним из самых ярких проектов стало предложение Никиты Явейна о реставрации Апраксина двора – крупнейшего рынка Санкт-Петербурга, раскинувшегося на целый квартал в центре города. При всех своих потенциальных плюсах сегодня «Апрашка» является ходячей антирекламой Северной столицы.
В полусотне зданий, из которых состоит квартал, огромное число находится в ужасающем состоянии. Чтобы они не разваливались на головы прохожих, их просто обматывают строительной сеткой. Естественно, ни о какой цивилизованной торговле в сени этой рухляди речи не идет, здесь то конфискуют контрабандный товар, то забирают с территории рынка мигрантов, незаконно находящихся в стране. Проект Никиты Явейна предусматривал вместо этого бардака уютное и современное общественное пространство, где на одной территории соседствовали бы и многочисленные ремесленные мастерские, и уютные кафе, и театральные площадки. В общем, полное преображение Апраксина двора с сохранением исторической узнаваемости, столь подходящее такому музею под открытым небом, как Петербург. Реализация проекта способствовала бы появлению множества рабочих мест, которые так необходимы городу в современных реалиях.
Но городская администрация не согласилась с такими доводами. Вернее сначала сказала «да», и проект даже одобрил Совет по культурному наследию, но потом многочисленные бюрократические механизмы закрутились по полной программе и вместо привлечения инвестиционных средств «Апрашка» продолжила влачить существование в виде рынка из 90-х.
Примечательно, что ранее комитет по туризму включил в перечень петербургских достопримечательностей Апраксин двор, он даже засветился на конструкторе путешествий Visit-petersburg. Однако позже страница рынка исчезла. Шила в мешке не утаишь, так и «Апрашку» в рекламу города не впишешь. Во всяком случае в нынешнем виде.
А расчет на возвратный туризм, на который так уповает АТОР, вряд ли оправдается, когда значительная часть города пребывает в строительной сетке и остается в таком виде на годы. Одно дело приезжать в Санкт-Петербург наслаждаться архитектурой, другое – гадать, что скрывается вон под той зеленой материей.