Компаратор оборотов "Не газуй!"

В своей радиолюбительской практике мне приходилось собирать приборы для мотоциклов и автомобилей, целью которых всегда была замена штатного оборудования при выходе его из строя гораздо более простыми, недорогими и надёжными конструкциями собственного изготовления.

Один из собранных мной приборов — компаратор оборотов изображён на фотографии:

Компаратор оборотов "Не газуй!" — фото 1

На передней панели слева ручка потенциометра, которым устанавливается порог срабатывания компаратора — максимально допустимое число оборотов, а справа — светодиод, который и сигнализирует о наступлении этого порога.

Почему очень неплохо каждому мотоциклисту собрать для себя такой или подобный прибор? Да потому, что неразумная привычка "газовать" или крутить ручку газа до отказа ведёт к преждевременному износу поршневой системы и других частей двигателя, не говоря уже о чрезмерном расходе топлива, что в наше время постоянного его подорожания тоже очень актуально.

Теперь приведём принципиальную схему этого устройства и рассмотрим его работу:

Компаратор оборотов "Не газуй!" — фото 2

В схеме используется всего одна микросхема D1 КМОП серии К561ТМ2, три транзистора серии КТ3102, несколько других радиоэлементов. Микросхема представляет собой два D-триггера, расположенных на кристале в одном корпусе.

Заостряю Ваше внимание: раз используется лишь один из них, то входы второго триггера (выводы 8, 9, 10, 11) обязательно необходимо на печатной плате соединить с общим проводом, иначе неизбежен выход из строя всей микросхемы!

На этой микросхеме собран так называемый одновибратор — устройство, преобразующее короткие импульсы напряжения, поступающие с катушки зажигания (клемма Х1, К К.З.) на принципиальной схеме на вход D-триггера (вывод 3) в калиброванные по длительности импулсы, не зависящие от числа оборотов вала двигателя, которые пропорциональны частоте искрообразования.

Этими импульсами заряжается электролитический конденсатор С3 ёмкостью 10 мкФ. Кстати, у автора он ошибочно обозначен С2. Чем больше обороты, тем до бОльшего напряжения зарядится этот конденсатор за один и тот же промежуток времени.

На транзисторах VT1… VT3 собраны усилитель, инвертор и эмиттерный повторитель, в эмиттерной цепи которого включён светодиод VD3 — индикатор порога срабатывания, который можно регулировать переменным резистором R6.

Фотошаблон будущей печатной платы, разработанный при помощи программы Layout 4.0, изображён на фотографии:

Компаратор оборотов "Не газуй!" — фото 3

По фотошаблону с использованием ЛУТ (лазерно-утюговой технологии) несложно изготовить печатную плату. На следующей фотографии изображена спаянная печатная плата со стороны печатных дорожек:

Компаратор оборотов "Не газуй!" — фото 4

Сзади — корпус прибора (взят корпус от реле-указате поворотов РС95 грузовых автомобилей) и крышка прибора с закреплёнными на ней потенциометром R6 и светодиодом VD3.

На следующей фотографии — печатная плата со стороны радиодеталей:

Компаратор оборотов "Не газуй!" — фото 5

Для подключения к исчнику питания — бортсети мотоцикла и к катушке зажигания на концах проводов припаяны клеммные лепестки.

Внешний вид собранного прибора (вид спереди) хорошо виден на фотографии:

Компаратор оборотов "Не газуй!" — фото 6

А это — внешний вид компаратора оборотов спереди-сверху:

Компаратор оборотов "Не газуй!" — фото 7

Пожалуй, описания и этих фотографий прибора достаточно, чтобы иметь полное о нём представление.

Если у читателей возникнут вопросы — пожалуйста, обращайтесь ко мне.

  • Просмотров: 2091
  • Мнений: 2
  • 1

Материалы по теме

Комментарии (2)

  1. Andrey 1 сентября в 13:19

    Судя по всему устройство для автомобилистов небесполезное, а вот интересно: есть ли подобные аналоги промышленного производства. Может здесь дело пахнет патентом?

     

    1. Виктор 1 сентября в 16:47

      Андрей, это народные "левши"  "мудрят" для своих стареньких любимцев различные "приспособы".

      Какая фирма замнтересована в выпуске подобных "примочек", когда на современных иномарках стоят бортовые компьютеры?

      А у меня есть на примете схема на PIC-контроллере — аналог бортового компьютера, правда, гораздо проще, тем не менее, контролирующая все самые важные параметры автомобиля.

      Никакими патентами подобные самоделки "не пахнут", я так думаю...

       

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.