Давайте сначала расшифруем аббревиатуру. РУОЗ — это Регулятор Угла Опережения Зажигания.
Для истинных автолюбителей — очень нужный и улучшающий все тяговые характеристики при всех режимах работы двигателя прибор.
Почему для "Нивы", точнее, для ВАЗ-21213 с мотором от "Нивы"? Это мы выясним в процессе описания конструкции.
На этой фотографии изображён собранный прибор. Спереди — газовая зажигалка для представления о его размерах.
За основу была взята статья А. Долганова из жукрнала РАДИО № 3, 2006 г., стр. 43-45. В этой статье очень подробно описана работа и принципиальной схемы, и прибора целиком, и даны практические рекомендации. Поэтому, стОит ли повторяться?
Лучше поделюсь опытом при повторении РУОЗ и сделаю свои выводы по его практическому использованию.
Это принципиальная схема прибора, в которой использован микроконтроллер PIC16F84A, давно зарекомендоваший себя своей надёжностью, большим количеством циклов перепрограммирования и небольшой ценой, что немаловажно. Вся функциональная сложность выполняемых прибором функций заключена в программе, "зашитой" в энергонезависимую память микроконтроллера.
Если Вы не имеете навыков написания программ — скачиваете авторскую и программируйте PIC-контроллер. Для более "продвинутых" радиолюбителей автор выложил исходную программу на языке Ассемблер с очень подробными ремарками (пояснениями).
Поэтому при желании можно в программу внести ряд изменений для того, чтобы прибор можно было использовать в других моделях автомобилей семейства ВАЗ.
Я не стал мудрствовать лукаво, а почти без изменений в программе Layout 4.0 разработал фотошаблон печатной платы:
Для того, чтобы подчеркнуть исходное назначение прибора, на фотошаблоне сдела соответствующая надпись.
По отработанным радиолюбительским технологиям изготовил печатную плату, просверлил её, зачистил, облудил, спаял. Вот что из этого получилось:
Все радиодетали припаяны непостредственно к печатным дорожкам, в том числе и микроконтроллер. Это сделано для обеспечения вибростойкости и надёжности прибора в целом, ведь он установлен на мобильном агрегате!
Теперь переходим к стендовым испытаниям конструкции, сравнивая характеристики штатного оборудования с характеристикой изготовленного прибора.
Для этого я привожу типовую характеристику центробежного регулятора распределителя зажигания Р-125Б:
Как видим на графике, действие центробежного регулятора в диапазоне оборотов двигателя 500...2250 об/мин носит линейный характер, изменяя угол опережения зажигания от 0 до 15 град 30 мин., а при боОльших оборотах он становится постоянным. Такая регулировка УОЗ очень неоптимальна по многим параметрам во всём диапазоне частот вращения двигателя.
Для сравнения ниже приведём характеристики регулятора Р-125Б и регулятора модели 30.3706:
Чем продиктовано появление вместо центробежного регулятора модели Р-125Б распределителя модели 30.3706? Если в 70-х годах прошлого столетия перерасход горючего и повышенной токсичности отработанных газов (выхлопа) практически не лимитировались, то в начале 80-х и по настоящее время эти требования всё более ужесточаются.
Поэтому даже все последующие модификации распределителей, в которых оставался центробежный регулятор опережения зажигания, давно перестали соответствовать современным требованиям.
Что предпринял автор описываемого регулятора? Он вовсе отказался от кулачкового механизма, выведя его из работы, закрепив его в исходном положении жёсткой проволокой. Тем самым он доверил работу на всех режимах двигателя написанной им программе управления.
Что из этого получилось, видно из графиков на следующей фотографии:
Не буду комментировать снятые в процессе "стендового" испытания характеристики. Лишь скажу, что характеристика, на которую указывает стрелка, и есть искомая, удовлетворяющая возросшим требованиям сегодняшнего дня по экономии горючего, токсичности отработанного топлива, приемистости при разгоне, торможении и другим важным параметрам двигателя.
Поэтому я с лёгкой душой и чистой совестью начал собирать прибор в корпус:
Это внешний вид собранной конструкции. Печатная плата закпеплена на двух винтах гайками по диагонали, чего для надёжного крепления вполне достаточно.
А это последняя фотография, на которой ещё не залиты герметиком радиоэлементы прибора и не произведена окончательная его сборка:
В заключении хочу дать пару советов:
1. Если фольгированный стеклотекстолит двусторонний, фольгу с обратной стороны используйте в качестве экрана от электрических помех, соединив её с общим проводом питания прибора.
2. Для футляра, в который помещается печатная плата, лучше использовать металлический корпус, например, от безнадёжно вышедшего из строя штатного блока зажигания.
Пожалуй, пока всё. До новых встреч!
Очень напоминает блок электронного управления двигателем внутреннего сгорания, устанавливаемый с начала 80-х годов на иномарках. К этому устройству добавить бы систему впрыска топлива и получится аналог буржуйского инжекторного двигателя. Вызывает большой интерес эластичность кривой угла опережения зажигания от 1000 до целых 5000 об/мин на отечественном двигателе :)