РУОЗ для "Нивы"

Давайте сначала расшифруем аббревиатуру. РУОЗ — это Регулятор Угла Опережения Зажигания.

Для истинных автолюбителей — очень нужный и улучшающий все тяговые характеристики  при всех режимах работы двигателя прибор.

Почему для "Нивы", точнее, для ВАЗ-21213 с мотором от "Нивы"? Это мы выясним в процессе описания конструкции.

РУОЗ для "Нивы" — фото 1

На этой фотографии изображён собранный прибор. Спереди — газовая зажигалка для представления о его размерах.

За основу была взята статья А. Долганова из жукрнала РАДИО № 3, 2006 г., стр. 43-45. В этой статье очень подробно описана работа и принципиальной схемы, и прибора целиком, и даны практические рекомендации. Поэтому, стОит ли повторяться?

Лучше поделюсь опытом при повторении РУОЗ и сделаю свои выводы по его практическому использованию.

РУОЗ для "Нивы" — фото 2

Это принципиальная схема прибора, в которой использован микроконтроллер PIC16F84A, давно зарекомендоваший себя своей надёжностью, большим количеством циклов перепрограммирования и небольшой ценой, что немаловажно. Вся функциональная сложность выполняемых прибором функций заключена в программе, "зашитой" в энергонезависимую память микроконтроллера.

Если Вы не имеете навыков написания программ — скачиваете авторскую и программируйте PIC-контроллер. Для более "продвинутых" радиолюбителей автор выложил исходную программу на языке Ассемблер с очень подробными ремарками (пояснениями).

Поэтому при желании можно в программу внести ряд изменений для того, чтобы прибор можно было использовать в других моделях автомобилей семейства ВАЗ.

Я не стал мудрствовать лукаво, а почти без изменений в программе Layout 4.0 разработал фотошаблон печатной платы:

РУОЗ для "Нивы" — фото 3

Для того, чтобы подчеркнуть исходное назначение прибора, на фотошаблоне сдела соответствующая надпись.

По отработанным радиолюбительским технологиям изготовил печатную плату, просверлил её, зачистил, облудил, спаял. Вот что из этого получилось:

РУОЗ для "Нивы" — фото 4

Все радиодетали припаяны непостредственно к печатным дорожкам, в том числе и микроконтроллер. Это сделано для обеспечения вибростойкости и надёжности прибора в целом, ведь он установлен на мобильном агрегате!

Теперь переходим к стендовым испытаниям конструкции, сравнивая характеристики штатного оборудования с характеристикой изготовленного прибора.

Для этого я привожу типовую характеристику центробежного регулятора распределителя зажигания Р-125Б:

РУОЗ для "Нивы" — фото 5

Как видим на графике, действие центробежного регулятора в диапазоне оборотов двигателя 500...2250 об/мин носит линейный характер, изменяя угол опережения зажигания от 0 до 15 град  30 мин., а при боОльших  оборотах он становится постоянным. Такая регулировка УОЗ очень неоптимальна по многим параметрам во всём диапазоне частот вращения двигателя.

Для сравнения ниже приведём характеристики регулятора Р-125Б и регулятора модели 30.3706:

РУОЗ для "Нивы" — фото 6

Чем продиктовано появление вместо центробежного регулятора модели Р-125Б распределителя модели 30.3706? Если в 70-х годах прошлого столетия перерасход горючего и повышенной токсичности отработанных газов (выхлопа) практически не лимитировались, то в начале 80-х и по настоящее время эти требования всё более ужесточаются.

Поэтому даже все последующие модификации распределителей, в которых оставался центробежный регулятор опережения зажигания, давно перестали соответствовать современным требованиям.

Что предпринял автор описываемого регулятора? Он вовсе отказался от кулачкового механизма, выведя его из работы,  закрепив его в исходном положении жёсткой проволокой. Тем самым он доверил работу на всех режимах двигателя написанной им программе управления.

Что из этого получилось, видно из графиков на следующей фотографии:

РУОЗ для "Нивы" — фото 7

Не буду комментировать снятые в процессе "стендового" испытания характеристики. Лишь скажу, что характеристика, на которую указывает стрелка, и есть искомая, удовлетворяющая возросшим требованиям сегодняшнего дня по экономии горючего, токсичности отработанного топлива, приемистости при разгоне, торможении и другим важным параметрам двигателя.

Поэтому я с лёгкой душой и чистой совестью начал собирать прибор в корпус:

РУОЗ для "Нивы" — фото 8

Это внешний вид собранной конструкции. Печатная плата закпеплена на двух винтах гайками по диагонали, чего для надёжного крепления вполне  достаточно.

А это последняя фотография, на которой ещё не залиты герметиком радиоэлементы прибора и не произведена окончательная его сборка:

РУОЗ для "Нивы" — фото 9

В заключении хочу дать пару советов:

1. Если фольгированный стеклотекстолит двусторонний, фольгу с обратной стороны используйте в качестве экрана от электрических помех, соединив её с общим проводом питания прибора.

2. Для футляра, в который помещается печатная плата, лучше использовать металлический корпус, например, от безнадёжно вышедшего из строя штатного блока зажигания.

Пожалуй, пока всё. До новых встреч!

  • Просмотров: 4378
  • Мнений: 3
  • 2

Материалы по теме

Комментарии (3)

  1. Александр 2 сентября в 15:46

    Очень напоминает блок электронного управления двигателем внутреннего сгорания, устанавливаемый с начала 80-х годов на иномарках. К этому устройству добавить бы систему впрыска топлива и получится аналог буржуйского инжекторного двигателя. Вызывает большой интерес эластичность кривой угла опережения зажигания от 1000 до целых 5000 об/мин на отечественном двигателе :)

     

    1. Виктор 2 сентября в 16:10

      Александр, согласен с Вами: наша "голь", которая на выдумки хитра, и конструируют самоделки, которые зачастую являются более доступными для повторения аналоги буржуйской фирмЫ.

      У меня поначалу было желание собрать испытательный стенд по обкатке подобных приборов, но по многим причинам я от этой темы отошёл.

      Согласен с Вами: действительно, эластичность кривой УОЗ заслуживает внимания, тем более её программно можно как угодно видоизменять.

       

  2. Сергей 4 января в 11:25

    Здравствуйте Виктор!

    Мы в другом форуме занимаемся тем же самым… и страсти там кипят ни шуточные

    forum.cxem.net/index.php?showtopic=46870

    Не надо вводить массы в заблуждение по углам и оборотам, приведите выложенные графики к единому исчислению,

    или все по КВ (коленвалу), или по РВ (распредвалу/трамблеру) и увидите, что нет глобальной разницы в значениях.

    С уважением, Сергей!

     

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.