Удостоверение шофёра-профессионала третьего класса:
Учась в Красноярском радиотехническом училище войск ПВО страны, в конце 2-го курса из трёх – училище было среднетехническим – я серьёзно заболел свирепствующим тогда гонконгским гриппом.
Каждый будущий офицер обязан был стать шофёром-профессионалом 3-го класса, чему и нас учили. Я успел полностью пройти курс изучения материальной части автомобилей, вместе со своим взводом успешно сдал экзамен по правилам дорожного движения. А вот из-за болезни я почти не имел необходимых часов, а значит, навыков вождения.
Пролечившись два раза в военном госпитале, я в итоге решением военно-врачебной комиссии госпиталя был комиссован.
Мне пошли навстречу: пока я дожидался подтверждения приказа на комиссацию вышестоящей инстанцией – ВВК Сибирского военного округа, я навёрстывал недостающие часы вождения в огромном и по тем временам г. Красноярске.
В итоге, благодаря нашему опытному и терпеливому вольнонаёмному инструктору, я сдал вождение на «удовлетворительно», чего было достаточно, чтобы получить новенькие «корочки», которые мне на гражданке ох как пригодились.
Моё свидетельство о сдаче экзаменов:
Находясь сейчас на пенсии и зная, что моё удостоверение шофёра-профессионала давно стало недействительным, я храню его как добрую память. С ним у меня связаны этапы моей работы водителем в студенческих строительных отрядах, работы после окончания института инженером-электриком в с-зе «Комсомольский» Алтайского края.
Первый стройотряд у нас был на родине второго космонавта Г.С. Титова – с. Полковниково Алтайского края. Там мои «корочки» не пригодились: мы строили коровник, приобретая на ходу премудрости строительного дела.
А вот второй наш стройотряд был дислоцирован в с. Кош-Агаче Горно-Алтайской а.о. Умудрённый опытом предыдущих двух стройотрядов, я захватил с собой удостоверение шофёра – и не пожалел. Благодаря тому, что мне достался грузовой самосвал (который, правда не сваливал) марки ГАЗ-93 и табличкой на переднем бампере УЧЕБНЫЙ, в скором времени я мог считать себя уже опытным водителем.
Не тянул мотор в гору на 1-й скорости – я разворачивал автомобиль задом – и преодолевал крутой подъём. Срабатывали тормоза только с третьего качка – я это учитывал при приближении к крутому оврагу. Не держала коронная гайка без резьбы карданный вал – я возил с собой полкило гвоздей на 150, чтобы ими шплинтовать это соединение. Неслась в Монголию колонна нашей военной техники – я безбоязненно прижимался или к обочине дороги, где дальше – крутой обрыв, или к самой скале.
Была ещё одна проблема у моего "газона": будучи самосвалом, он давно разучился сваливать из кузова груз. Поэтому мне приходилось брать в кабину двоих человек, не пассажирами, а грузчиками. Водители знают, что и по сей день по ПДД в ГАЗ-93 можно брать в кабину только одного пассажира. За что и поплатился: начальник ГАИ лично взял меня под свой контроль и два раза наказал за нарушение этого пункта правил.
Обещал мне, что я оставлю свои права высоко в горах. И на третий раз меня поймал с двумя "пассажирами", но вся их компания с кавалерами и дамами во главе этого бдительного инспектора ГАИ, была "под шафэ". Поэтому, смилостившись нодо мной, третью просечку в талоне он делать не стал.
Вот мой талон предупреждений с просечками за нарушение правил перевозки пассажиров:
А это — то же талон с проставленными датами этих нарушений:
Как видите, разрыв в датах этих злостных нарушений — чуть больше месяца.
А четвёртого раза просто не состоялось: у моей "ласточки" сломался шток-толкатель одного из клапанов - и она, скорее всего, навсегда отъездилась. А я доработал до конца действия стройотряда в качестве строителя-каменщика. Много лет у меня хранился этот клапан с успевшим отшлифоваться обломком толкателя. Как-никак, сувенир и напоминание того времени и тех событий, когда я, действительно, стал шофёром-профессионалом.
Бывали и непродолжительные поездки, например, в Чеган-Узун, за ликероводочными изделиями, хотя официально в строительных отрядах действовал сухой закон.
По Чуйскому тракту туда и обратно проезжал мимо с. Сростки – родной деревни В.М. Шукшина, правда, к сожалению, ни разу в это село не заехав.
Сразу видно, что вы любите свое дело, потому что храните старые права. Часто бывает так, неожиданно – чисто случайно мы осваиваем профессию, а потом она становиться делом всей жизни. Видно, что вы допускали ошибки вначале, но надеюсь, потом когда приобрели, опыт стали высококлассным шофером и ваш рассказ – малая часть всех историй, которые произошли с вами. Напишите еще, что-нибудь интересное из вашей шоферской жизни. Ведь если сел за руль раз – это уже на всю жизнь.