Южный намыв Васильевского острова стал камнем, о который спотыкается любая инициатива. Устаревший подход к освоению новых территорий негативно настроил горожан к самой идее создания намывов. Но так ли плохи намывы?
Грандиозный проект развития намывов «Морской фасад» тихо провалился и был распродан различным девелоперам. То, что должно было стать лицом города, по факту оказалось рядовым «спальником» оторванным от мира. Более чем за 10 лет проект реализован лишь на треть, здесь по-прежнему нет никакой социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник. Постройку школы каждый год сдвигают: на сегодняшний день в датах значится 2024 год. Ежедневно вереница родителей и школьников двигаются навстречу знаниям по дорогам, которых в этом районе тоже нет, только технические проезды, разбитые грузовыми машинами и строительной техникой. До ближайшей остановки путь тоже неблизкий, так как дорог на балансе города нет, значит — нет и остановок общественного транспорта. Недовольство жителей вызывает так же шум с Западного скоростного диаметра. ЗСД проложили практически под окнами новоселов.
Экологи тоже забили тревогу: проект дамбы, не предполагал создания обширных намывных территорий под жильё путем сваливания грунта в залив. При таком способе намыва территории подъем уровня воды неизбежен, а, следовательно, неизбежны и подтопления города. «Проект Южного намыва – пример целого ряда ошибок, которые можно включать для изучения в учебники по урбанистике. Строительство велось и все еще ведется разными темпами: строятся типовые жилищные массивы с крохотными квартирками, отсутствует дорожная инфраструктура, жителей кормят завтраками про школы и детские сады, нет общественных пространств, больниц и постов полиции тоже нет», – считаетактивист Игорь Пирогов
Ситуация с намывами на Васильевском острове, увы оставила пятно на репутации всех намывных территорий. Хотя в действительности, создание новых территорий в Санкт-Петербурге несет огромные перспективы для развития города. Намывы позволят разгрузить центр, создать новые общественно-деловые и культурные пространства, нужен лишь верный подход к освоению территории.
Одним из позитивных примеров подхода к развитию намывов стал проект «Залив островов» от компании «Зингер Девелопмент», представленный в этом году на Петербургском международном экономическом форуме. Здесь изначально предусмотрена стратегия комплексной застройки: наравне с жилыми метрами будет возводиться социальная инфраструктура. Школа, детские сады, медучреждения, парки: все, что нужно для комфортной жизни запустят в эксплуатацию одновременно. Транспортный вопрос тоже решается загодя, новый остров предполагает развитие экологического транспорта и подземных дорог.
Что же касается экологии, эксперты досконально просчитали вероятные сценарии изменений акватории Невской губы и по достоинству оценили проект. «Рассмотрение самого опасного и самого вероятного аварийных сценариев, изложенных в декларации безопасности КЗС, показало, что при наличии искусственного земельного участка (ИЗУ), подъем уровня воды не более чем на 0,66% отличается от такового без учета ИЗУ»,- сообщили специалистыВсероссийского научно-исследовательского института гидротехники. Компания «Зингер Девелопмент» при создании острова применяет метод гидронамыва, используя песок со дна залива. Технология, при которой остров насыпают песком с карьеров, устарела уже очень давно.
Современные методы и продуманные стратегии развития намывов позволят Петербургу получить функциональные территории с комфортной городской средой.