Возможно, вы сразу обратили внимание на заголовок, задавшись вопросом: "А почему не пуско-зарядное?". По ходу описания прибора постараюсь это обяснить.
Внешний вид собранного ППУ — пуско-подзарядного устройства иллюстрирует фотография:
Габариты конструкции — 250х240х150 мм, т.е. вполне небольшие по сравнению с аналогичными устройствами, в том числе, промышленного изготовления.
Буквально на-днях мой хороший знакомый попросил собрать ему надёжый "пускач" для запуска двигателя своего ВАЗ-2106 при "подсевшей" неновой аккумуляторной батарее (АКБ) 6СТ-55.
Сказано — сделано. Я решил не "выжимать" из будущего пуско-подзарядного устройства ток 255 А (255 А — это потребляемый стартером СТ221/1,25, а 1,25 — его мощность в кВт), а ограничиться возможностью имеющегося у меня сетевого трансформатора (мощностью 650-700 Вт и номинальным током вторичной обмотки ~65-70 А), поделив ток между АКБ и устройством приблизительно пополам.
В моём распоряжении есть сдвоенные диодные модули МДД2-80-12 (80 А, 1200 В — номинальный ток и допустимое обратное напряжение каждого диода).
Что из себя представляют эти модули, видно из фотографий:
Это, пожалуй, самые дорогие компоненты будущей конструкции: цена одного модуля — 650 рублей, а, чтобы собрать диодный мост, их нужно два, значит, надо заплатить 1300 рублей.
Зато эти модули имеют одно существенное преимущество: металлическая подложка изолирована от силовой структуры диодов, т.е. модули можно крепить на общем радиаторе для их охлаждения.
Вот как выглядит собранный силовой блок:
Все соединения выполнены винтами М5 — такая резьба нарезана в контактных площадках модулей.
Как выглядит прибор в процессе сборки, можно рассмотреть на фотографиях:
Согласен: не очень эстетично, зато надёжно. Все соединения на стороне вторичного напряжения (~15...17 В) на винтах с шайбами "Гровера" и гайками.
А это — внешний вид ППУ перед окончательной сборкой:
Верхнюю крышку-кожух я отпилил от задней части корпуса ЭЛТ-монитора.
А вот, что окончательно получилось:
Так почему же пуско-подзарядное устройство? Потому, что я специально не предусмотрел регулировки зарядного тока АКБ, провода в резиновой изоляции диаметром по меди 5 мм, с одной стороны, надёжно прижаты к шинам МДД2-80-12, а, с другой стороны, заканчиваются зажимами типа "крокодил" соответствующего типоразмера.
Тем не менее, этим устройством можно предварительно подзарядить штатную АКБ:
Перед подзарядкой этой АКБ цифровой вольтметр показывал 11, 25 В, т.е. напряжение довольно "севшей" батареи. Спустя буквально 20 минут оно возросло, как видим, до 14,89 В, то есть выше нормы (14,2...14,4 В), значит, необходимо срочно прекращать подзарядку.
Этим же ППУ возможно осуществлять экспресс-заряд других кислотных АКБ гораздо меньшей электрической ёмкости, например, герметичных SV1270 (12 V, 7 Ah):
До пордзарядки напряжение этой АКБ было 10,52 В, т.е. она была практически полностью разряжена. А уже через 50 минут
напряжение поднялось до 14,65 В, что является сигналом о прекращении процесса.
Здесь следует подчеркнуть, что процесс подзарядки никак и ничем не нормирован, полностью определяется опытом и "чутьём" пользователя, поэтому не может быть рекомендован широкому кругу читателей.
Сначала мне не сильно было понятно смысл вашего пуско — подзарядного устройства, но когда прочитал статью полностью то сразу все понял. Думаю, что ваше изобретение найдет достойное применение.