Пуско-подзарядное устройство

Возможно, вы сразу обратили внимание на заголовок, задавшись вопросом: "А почему не пуско-зарядное?". По ходу описания прибора постараюсь это обяснить.

Внешний вид собранного ППУ — пуско-подзарядного устройства иллюстрирует фотография:

Пуско-подзарядное устройство — фото 1

Габариты конструкции —  250х240х150 мм, т.е. вполне небольшие по сравнению с аналогичными устройствами, в том числе, промышленного изготовления.

Буквально на-днях мой хороший знакомый попросил собрать ему надёжый "пускач" для запуска двигателя своего ВАЗ-2106 при "подсевшей" неновой аккумуляторной батарее (АКБ)  6СТ-55.

Сказано — сделано. Я решил не "выжимать" из будущего пуско-подзарядного устройства ток 255 А (255 А — это потребляемый стартером СТ221/1,25, а 1,25 — его мощность в кВт), а ограничиться возможностью имеющегося у меня сетевого трансформатора (мощностью 650-700 Вт и номинальным током вторичной обмотки ~65-70 А), поделив ток между АКБ и устройством приблизительно пополам.

В моём распоряжении есть сдвоенные диодные модули МДД2-80-12 (80 А, 1200 В — номинальный ток и допустимое обратное напряжение каждого диода).

Что из себя представляют эти модули, видно из фотографий:

Пуско-подзарядное устройство — фото 2

Пуско-подзарядное устройство — фото 3

Это, пожалуй, самые дорогие компоненты будущей конструкции: цена одного модуля — 650 рублей, а, чтобы собрать диодный мост, их нужно два, значит, надо заплатить 1300 рублей.

Зато эти модули имеют одно существенное преимущество: металлическая подложка изолирована от силовой структуры диодов, т.е. модули можно крепить на общем радиаторе для их охлаждения.

Вот как выглядит собранный силовой блок:

Пуско-подзарядное устройство — фото 4

Все соединения выполнены винтами М5 — такая резьба нарезана в контактных площадках модулей.

Как выглядит прибор в процессе сборки, можно рассмотреть на фотографиях:

Пуско-подзарядное устройство — фото 5

Согласен: не очень эстетично, зато надёжно.  Все соединения на стороне вторичного напряжения (~15...17 В) на винтах с шайбами "Гровера" и гайками.

А это — внешний вид ППУ перед окончательной сборкой:

Пуско-подзарядное устройство — фото 6

Верхнюю крышку-кожух я отпилил от задней части корпуса ЭЛТ-монитора.

А вот, что окончательно получилось:

Пуско-подзарядное устройство — фото 7

Так почему же пуско-подзарядное устройство? Потому, что я специально не предусмотрел регулировки зарядного тока АКБ, провода в резиновой изоляции диаметром по меди 5 мм, с одной стороны, надёжно прижаты к шинам  МДД2-80-12, а, с другой стороны, заканчиваются зажимами типа "крокодил" соответствующего типоразмера.

Тем не менее, этим устройством можно предварительно подзарядить штатную АКБ:

Пуско-подзарядное устройство — фото 8

Перед подзарядкой этой АКБ цифровой вольтметр показывал 11, 25 В, т.е. напряжение довольно "севшей" батареи. Спустя буквально 20 минут оно возросло, как видим, до 14,89 В, то есть выше нормы (14,2...14,4 В), значит, необходимо срочно прекращать подзарядку.

Этим же ППУ возможно осуществлять экспресс-заряд других кислотных АКБ гораздо меньшей электрической ёмкости, например, герметичных SV1270 (12 V, 7 Ah):

Пуско-подзарядное устройство — фото 9

До пордзарядки напряжение этой АКБ было 10,52 В, т.е. она была практически полностью разряжена. А уже через 50 минут

Пуско-подзарядное устройство — фото 10

напряжение поднялось до 14,65 В, что является сигналом о прекращении процесса.

Здесь следует подчеркнуть, что процесс подзарядки никак и ничем не нормирован, полностью определяется опытом и "чутьём" пользователя, поэтому не может быть рекомендован широкому кругу читателей.

  • Просмотров: 6384
  • Мнений: 6
  • 1

Материалы по теме

Комментарии (6)

  1. Виталий 10 августа в 00:18

    Сначала мне не сильно было понятно смысл вашего пуско — подзарядного устройства, но когда прочитал статью полностью то сразу все понял. Думаю, что ваше изобретение найдет достойное применение.

     

    1. Виктор 10 августа в 04:39

      Виталий, Вы уж слишком громко назвали собранное мной устройство изобретением. Единственное, что уникально — это сама конструкция, такой в точности уж, конечно, ни у кого нет.

      Спасибо за Ваш столь лестный комментарий. Я всегда стараюсь по-возможности понятно обяснять работу собранных мной приборов. А если что непонятно — задавайте, пожалуйста, вопросы, всегда отвечу.

       

  2. Andrey 11 августа в 18:16

    Нормально, лишь бы работало. Я вот тоже решил не платить "дяде" и сделал себе просто зарядное из трансформатора от лампового телика и моста из генераторных диодов. Уважаю рукастых мужиков. Успехов.

     

    1. Виктор 11 августа в 20:20

      Андрей, привет! Уже работает у заказчика и, надеюсь, при грамотной эксплуатации будет работать долго.

      Твоё решение правильное, только подумай над следующим:

      1. Если не будет регулировки зарядного тока, то электролит (особенно в жаркую погоду) может быстро закипеть.

      2. Надо добавить простое устройство отключения при достижении U акб = 14,2...14,5 В, иначе неизбежен перезаряд аккумулятора, что губительно для свинцовых пластин и в целом для АКБ.

      Этим хороши своей простотой акие зарядники, но плохи тем, что не обеспечивают нормированный режим заряда, что значительно сокращает срок службы АКБ.

      И тебе успехов!

       

      1. Ivan 31 октября в 15:53

        Здравствуйте, Виктор! подскажите пожалуйста можно ли заряжать акб через разъем прикуривателя?

         

        1. Виктор 31 октября в 18:28

          Иван, здравствуйте! Какую АКБ Вы собираетесь заряжать через разём прикуривателя?

          Уж не автомобильную 6СТ-55, например? Вы невнимательно просмотрели мои фотографии: устройство способно давать в нагрузку ток до 200 А.

          Гнездо прикуривателя, электропроводка к нему и предохранитель рассчитаны на величину тока от силы 10-50 А. Это сам пркуриватель, адаптер ноутбука, зарядное устройство мобильного телефона, не больше.

           

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.