В конкурсной программе Берлинале русских картин не было уже пять лет. И наконец, в этом году такой чести удостоился фильм «Как я провел этим летом» молодого режиссера и сценариста Алексея Попогребского. А Алексей Попогребский очень любит собирать награды. Поэтому он снимает только фестивальное кино, которое ему эти награды и зарабатывает. Так было с двумя предыдущими лентами Попогребского: «Простые вещи» и «Коктебель».
В общей сложности всего два фильма молодого кинематографиста принесли ему и съемочной группе помимо уважения номинации и награды премий «Золотой орел», «Ника» и даже специальный приз жюри ММКФ в 2003 году за «Коктебель». Вполне справедливо, что после такого успеха в России у Попогребского были серьезные намерения покорить членов жури фестиваля европейского. Теперь к урожаю из российских статуэток в кинематографический послужной список Попогребского прибавились три «Серебряных медведя» с Берлинского кинофестиваля 2010 года.
Что же произвело такое впечатление на строгое европейское жюри? Для меня, как человека относящемуся к русскому кино совершенно нейтрально это было загадкой. Попробую анализировать, не вдаваясь в тонкости сюжета, так будет честно для тех, кто фильм еще не смотрел.
Первое — высококлассная актерская игра, за которую жюри и вручило двух «Серебряных медведей» актерам Сергею Пускепалису и Григорию Добрыгину. Пускепалис уже получал награду за сотрудничество с Попогребским, в 2008 его наградили «Никой» в номинации «Открытие года» за «Простые вещи».
А вот для дебютанта в большом кино Григория Добрыгина это действительно удача. Хотела написать «звезда “Черной Молнии”», но потом решила, что теперь главным достижением актера будет именно роль в «Как я провел этим летом» и узнавать его должны по этому фильму. Актерский дуэт у них действительно получился, по сценарию они – две противоположности мужчин.
Старый — молодой, опытный – неопытный, ответственный – безответственный, решительный – нерешительный, всё как по учебнику. Простой приём — поместить антиподы в одно место и наблюдать, как все вокруг начнет рушиться. Одно событие перечеркивает безмятежность пребывания двух полярных исследователей на метеорологической станции.
Один неверный шаг, за ним другой, страх, ложь, по дороге вверх стоит один раз оступиться, и дорога вниз будет стремительной и безвозвратной. В итоге, один теряет всё, второй получает многое. Многое – это жизненный опыт, приобретенный за одно лето он для человека бесценен.
Попогребский старательно следует всем канонам европейского кино: больше половины фильма зритель просто привыкает к героям, изучает их быт, характеры, ни о чем не подозревает и, возможно и такое, даже заснет. Но заснувшие зрители рискуют пропустить прекраснейшие виды Чукотской природы, ведь фильм снимался на работающей станции Валькаркай. Вообще, половина успеха фильма с художественной стороны – это поразительно красивые виды Чукотки. В эту половину успеха входит присутствие в съемочной команде талантливейшего оператора Павла Костомарова, которые снимал эти виды суперсовременной цифровой камерой «RED».
Это и есть вторая причина внимания европейцев к русской картине. Операторская работа тут в высшей степени загляденье. Каждый кадр выверен с поразительной точностью, профессиональная работа, это чувствуется даже простым обывателем. Русским зрителям Костомаров знаком по работе над фильмом Алексея Учителя «Прогулка». За мастерское выполнение своей работы к Костомарову отправился третий «Серебряный медведь» фильма «Как я провёл этим летом».
Именно стремление Алексея Попогребского повысить уровень русского кино больше всего радует лично меня, как зрителя. Он старается. Написал сценарий, сложный сценарий с точки зрения географии происходящего, но сделал фильм достоверным. Визуально достоверным на все 100 процентов. Сам сюжет может и не блещет новаторством, зато реализован на самом максимальном уровне умений, его личных, актерских, операторских.
Такой подход к делу может оправдать несущественные недостатки, допущенные молодым кинематографистом. И это увидели в «Как я провёл этим летом» и члены европейского жюри – из современного русского кино это вполне возможно действительно лучшее. «Как я провёл этим летом» на уровень выше, чем все русские картины в общей своей массе. Крепкая режиссерская рука, вполне качественный сценарий, блестящая операторская работа, убедительные актеры – про какой современный российский фильм можно сказать столько эпитетов? Теперь такой фильм есть, ждём продолжения.