Франсуа Вийон - и это все о нем?

Я, Франсуа Вийон, вор, убийца, поэт...

Режиссер: Серж Мейнар
Актеры: Франсис Рено, Филипп Наон, Брюно Лоше, Сагамор Стевнен, Кантен Байо

Франция, драма, 2010

Канал «Культура» на святочной неделе крутил серию фильмов «Тайны гениев» — хорошая задумка. Фильмы были и новые, и времен 90х прошлого века.

Начиналось все с показа ленты «Я — Франсуа Вийон, вор, убийца, поэт…», снятый по мотивам книги Жана Теле «Я, Франсуа Вийон».

Начиналось все с показа ленты «Я — Франсуа Вийон, вор, убийца, поэт…», снятый по мотивам книги Жана Теле «Я, Франсуа Вийон».

Вийон в истории остался как последний великий поэт средневековья. Так вот режиссер ленты из всего этого определения предпочел остановиться именно на средневековье. Этот период уже натер в мозгу мозоль, как «темные века».

 Стало быть, сразу можно угадать, что и все настроение картины – темно-темное, таким же мрачным предстает и видеоряд ленты.

 Стало быть, сразу можно угадать, что и все настроение картины – темно-темное, таким же мрачным предстает и видеоряд ленты.

Сразу скажу, смотреть на ночь чревато, поскольку авторы постарались.
Что до содержания…  Об этом поэте, к сожалению, сохранилось чрезвычайно мало информации, из той, чем мы располагаем еще меньшая часть принадлежит к реальности.
А посему для авторов открывались прямо безграничные возможности реализации собственных страхов или бессознательного. Да, именно дядюшка Зиги (Зигмунд Фрейд)  и его неугомонная теория пришла мне на ум сразу же после просмотра.

Очевидно, что по идее этого фильма европейский доктор гулял как по проспекту.

Очевидно, что по идее этого фильма европейский доктор гулял как по проспекту.

Ну, начнем с начала. Представьте себе мрачное-мрачное подземелье, слабо освещенное факелами, свечами… Перед нами почти распятая женщина, которую пытает инквизиция. Женщина беременна, от этих мук она разрешается плодом, который, естественно должен быть умерщвлен, как дитя воровки… а это не просто ребенок – это будущий великий поэт Франции… Жуткий инквизитор (внутренне прозрение!) оставляет его живым и отдает на воспитание аббату. Что стало с матерью – неизвестно.

Эта неизвестность (по фильму) будет мучить Вийона всю жизнь, он всегда станет искать свою мать…

Эта неизвестность (по фильму) будет мучить Вийона всю жизнь, он всегда станет искать свою мать…

Хорошая затравка? Смотрите фильм, только не считайте, что он про Вийона. Вернее, относитесь к нему как к версии о жизни поэта. Правда, неправдоподобной.
Да, Вийона воспитывал аббат, его фамилию и взял Франсуа де Монкорбье, под ней он стал известен. Да, Вийон несколько раз бывал в тюрьме, в том числе за ограбления и был приговорен к смерти. Да, Вийон участвовал в развратных оргиях, участвовал в «бандитских группировках». Не уверен, что он участвовал в уличных баррикадах, да это и неважно.

Ф.Вийон из жизни

Ф.Вийон из жизни

Ф.Вийон из фильма

Ф.Вийон из фильма

Фильм о поэте должен быть рассказом о художнике. Конечно, бытие определяет сознание и (да простят меня создатели «Капитала» и психоанализа)  бессознательное..
Но за всеми изображениями ужасов окружения, внутренних страхов героя и его непредсказуемых действий (убийство бродячей проститутки-калеки, передача собственной возлюбленной на растерзание бандитам) я не увидел собственно художника.

автора вот этих строк, как минимум..

автора вот этих строк, как минимум..

Может потому что «гений и злодейство – две вещи несовместные»? В аннотации к ленте сказано, что когда муза отворачивалась от Вийона, он находил вдохновение на «дне общества».

Да, возможно, вдохновение разбросано везде, но окровавленными руками его не поднять…

Да, возможно, вдохновение разбросано везде, но окровавленными руками его не поднять…

Меня потрясла лишь одна сцена – допускаю ее смыл был таков – раскаявшийся Вийон приносит розу к замурованной в какой-то стене или где-то еще своей возлюбленной. Той самой, которую он привел к бандитам, и которую, как падшую женщину, наказали таким жестоким способом  (что делать? Темные века..) В маленькое окошко-не-окошко-щель поэт опускает этот цветок. К упавшей на камень розе опускается жуткий «паук» — рука с невозможно отросшими ногтями… Это сумасшедший кадр… Жаль, что его-то я и не нашел. Затем цветок в лапе этого «паука» преподносится к лицу, вернее уже даже не к лицу бывшей красавицы.
Что делать, бедняга, так и не узнала, что поэт ее предал ради получения информации о своей матери… Склоняюсь-таки к мысли, что такого не было в жизни Вийона. Впрочем, как и гомосексуальных эпизодов.

Интересно почитать саму эту книжецу Жана Теле… Может, и он пропитался фрейдизмом?

Как бы там ни было – фильм стоит посмотреть. Во всяком случае, я простил все домыслы авторам за кадр с жуткой рукой…

В конце концов, все современные источники информации – это сплошные нарративы, цель которых, в основном, донести авторское мнение…

В конце концов, все современные источники информации – это сплошные нарративы, цель которых, в основном, донести авторское мнение…

  • Просмотров: 2988
  • Мнений: 4
  •  

Материалы по теме

Комментарии (4)

  1. Granula 16 января в 22:37

    Нет ничего удивительного, каждый фильм — это интерпретация событий в соответствии с темпераментом, компетенцией и талантом режиссера. А в данном случае нет даже точных сведений о жизни поэта. У автора полностью развязаны руки.

     

     

    1. Valeriy 16 января в 22:55

      С "развязанными" руками лучше заниматься собой, необязательно привлекать для этого мероприятия известных людей, даже если о них известно мало… Кроме их произведений, конечно..

       

  2. Наталья 17 января в 00:17

    Я — Франсуа, чему не рад.

    Увы! Ждет смерть злодея.,

    И сколько весит этот зад

    Узнает скоро шея.

     

    1. Valeriy 17 января в 20:57

      вот -вот, сатира и чувственность в лирике — отличительные, так сказать..

       

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.