Режиссер – Н.Михалков
В ролях – Н.Михалков, О.Меньшиков, Д.Дюжев, Н.Михалкова, C.Маковецкий, А.Петренко, В.Гафт, Е.Миронов
«Старый конь борозды не испортит» — так озвучивается народная мысль о некоем «профессионализме». Фильм «Утомленные солнцем 2. Предстояние» ухитряется опровергнуть данную вековую мудрость. В этой поговорке, правда есть продолжение – «но и неглубоко пашет» — вот здесь определенное тождество сохраняется. Ожидаемая и афишируемая премьера этой ленты повергла меня, во всяком случае, в панику и недоумение. Недоумение по поводу – ужель все это Михалков? А паника – что будет дальше, коли мэтры так упали?
Ну, начнем с самой идеи воскресить всех основных героев первого фильма. Зачем? Ведь если очень хотелось снять фильм о войне, можно было взяться за самостоятельный отдельный вариант, а не городить хоромы на сюжетном пепелище первой ленты. Тем более, что в «Утомленных солнцем 2» судьба самого комдива Котова дана где-то на заднем плане, а основное место занимает громадное панорамное полотно войны, сотканное из отдельных новелл, к основному герою относящихся косвенно, да и между собой соединенных только общей темой – война.
Михалков задумал, наверно, пойти стопами С.Бондарчука, снявшего в свое время «Войну и мир». Только у С.Бондарчука за плечами был Толстой и батальные сцены были оправданы. В «Предстоянии» режиссерский «глобализм» выражается иначе – Михалков хватается за множество вопросов, не решая ни одного, но создавая некую «хрестоматию», где собрано всего понемногу. И потом, весь этот «микс» сильно затянут, предельно детализирован, зрелищно кровав, сюжетно раздроблен и разбросан.
Все потуги сценаристов-мастеров (Ибрагимбеков, Михалков) не только не убеждают, но и раздражают своим неуважением и к зрительской любви и к памяти. Я, например, после просмотра не могу однозначно сказать о чем эта лента. Скажу больше, если бы в основе фабулы фильма не лежала героическая гибель наших солдат в той ужасной войне, я был бы более резок и в словах, и в оценках. Поэтому и остается в душе только печально непонимание.
Я не любитель сравнений, но первые «утомленные» помимо сюжетной нагрузки потрясали зрителя психологическими картинами и движениями героев.
«Предстояние», напротив, набор шаблонов и схем, объединенных чудесным воскресением. Впрочем, чудеса на этом не заканчиваются. «Счастливые случаи» спасения, поданные от имени Всевышнего и с его активной помощью, и являются тем главным каркасом, на котором построен фильм. Дальше больше – в конце ленты Маковецкий говорит о «Цитадели» как о мясорубке, где не выживает никто, но мы-то с вами знаем, что комдив Котов непременно выживет и там. А иначе, как говорится, кина не будет. Только будет ли там большая идея и художественное потрясение?
В противном случае — для чего воскресал комдив Котов и иже с ним?
-1