Режиссёр: Ли Дэниелс
Сценарий: Джеффри Флетчер, Сапфир
Продюсеры: Ли Дэниелс, Опра Уинфри, Лиза Кортес, Том Хеллер, Валери Хоулетт, Гари Мэгнесс, Тайлер Перри, Симона Шеффилд и другие.
В главных ролях: Габури «Гэбби» Сидибе, Мо’Ник, Паула Пэттон, Мэрайя Кэри, Ленни Кравитц
Жизнь тяжела. Жизнь коротка. Жизнь полна боли. Жизнь богата. Жизнь это… Сокровище!
В оригинале фильм называется «Precious» (англ. – Сокровище). Я не знаю, почему его перевели как «Тужься». Может быть, из-за того, что фильм основан на романе «Push» писательницы Сапфир. Но ведь у слова push несколько значений. И после просмотра становится ясно – наиболее подходящим стало бы «Старайся».
Нью-Йорк. Гарлем. Главной героине Клариссе Прэшс Джонс 16 лет. У неё дочь и она снова беременна. Из-за этого её исключают из школы, но предлагают получить аттестат в центре альтернативного обучения «Тет-а-тет».
Эта несчастная девочка не раз удивила меня силой своего характера. Сначала я думала, что она закрывается от внешнего мира с помощью своих фантазий. Наша психика устроена так, что отгораживает нас от ужасных воспоминаний или жуткой действительности. А Прэшс есть от чего отгораживаться. Её насилует отец. Мать получает пособие на Прэшс и пользуется дочерью во всех смыслах – заставляет готовить, заставляет есть или голодать (по настроению), заставляет бросить школу. Как только психика Прэшс перегружается, она начинает фантазировать. Видит себя на красной ковровой дорожке или на фотосессии, или в обнимку с красивым парнем.
Но в ключевые моменты она тверда, хотя знает, что ей придётся нести ответственность за свои решения. Она не бросает новую школу, в которой её учат читать (в 16 лет!), не отдаёт на усыновление малыша, сбегает от матери.
С Прэшс происходит много ужаснейших вещей, но она старается выбраться — учится, развивается, удивляется жизни и начинает понимать, что такое любовь.
И благодаря этому осознаёт, что на самом деле сделала с ней мать.
Мо’Ник, играющая Мэри, мать Прэшс, заслуженно получила Оскар за лучшую женскую роль второго плана. Я начала ненавидеть её сразу.
Это чувство нарастало в течение фильма, и достигло своего апогея в финальной сцене. Слёзы много раз жгли глаза во время просмотра, но разрыдалась я именно от монолога Мо’Ник.
Она так мастерски показала пропасть, в которую толкнула своего ребёнка, была так отвратительно эгоистична, что мне захотелось пойти и смыть с себя ту грязь, которую я услышала.
Обращает внимание и работа другой актрисы, Паулы Пэттон. Она играет Блю Рэйн, преподавательницу школы «Тет-а-тет». У неё странное имя и доброе сердце, её любимый цвет фиолетовый, она лесбиянка.
У Рэйн тоже непростые отношения с матерью. Она, как никто, понимает каково это – не иметь поддержки той, кто тебя родила, и должна любить больше всех на свете. Поэтому у неё не возникает сомнений помогать ли Прэшс. Она становится для неё второй мамой.
На фоне таких сильных актрис игра Мэрайи Кэри не цепляет. С другой стороны, я понимаю, что она всё-таки поп-дива, а не актриса.
Мэрайю Кэри сразу и не узнать
Слова Прэшс, обращённые к социальному работнику, которую играет Мэрайя, на мой взгляд, можно отнести и к её актёрскому мастерству. «Вам эта работа не по плечу. Вам с этим не справиться…»
Порадовал своим появлением Ленни Кравитц. Понятно, что его имя нужно для привлечения внимания к фильму. Но… Роль незамысловата – медбрат, а смотреть всё равно приятно!
Подытожу. Фильм-шок. Не для впечатлительных людей. Несмотря на отличный финал, понимаешь – хорошо не будет. Носовые платки и жилетки, куда можно плакать, необходимы.