"Киноэволюция" супергероя, опыт истории и традиций

Я тут озадачился вопросом «эволюции» супергероя в кино. Сразу оговоримся, что эволюция будет подразумеваться, как развитие, совсем необязательно к своему высшему типу, а так сказать, в историческом плане. Теперь о самом супергерое. Приставка «супер»  отсылает нас не просто к человеку, который борется со злом, а к так называемому «сверхчеловеку».  Оставим в покое философские изыски «базельского профессора» (Ф.Ницше), сверхчеловек в нашем случае – это простая гипербола, которая характеризует супергероя, как человека с исключительными способностями и возможностями, иными словами, человека, обладающего запредельной силой для борьбы с превосходящей мощью зла.

Варианты происхождения и обладания этой недюжинной силой весьма различны: от инопланетного происхождения героя

Супермен – летает, пуленепробиваемый, зрение – рентген

Супермен – летает, пуленепробиваемый, зрение – рентген

и мутаций всяческих видов у обычных людей, приводящих к появлению необычных способностей

Человек-паук – стремительная сила и ловкость

Человек-паук – стремительная сила и ловкость

до тренированных борцов  (Электра – спец по восточным единоборствам) и умных изобретателей спецтехники

Бетмэн – свои чудо-приспособления носит на поясе

Бетмэн – свои чудо-приспособления носит на поясе

Такой супергерой «снаряжен» в наш мир с особой сверхзадачей – он должен спасти нас от антигероя, восстановить справедливость, покарать зло. Глобальные задачи, которые под силу только Господу Богу, однако, со Всевышним в такие человеческие игры особо не поиграешь – не к лицу Создателю отрывать головы и прудить реки крови. (Абсолютные виды борьбы Высшего Разума или Природы представлены только в фильмах катастрофах).  Супергерой действует в своем промежутке – не дотягиваясь до Абсолюта, но и превосходя человека. Его главное назначение – олицетворять собой возможность и неминуемость справедливости, он борец, а не просто деятель добра и милосердия. В большинстве случаев мотивация поступков супергероя – месть. Например, герой трех одноименных фильмов, Блейд      ( реж. Стивен Норрингтон, 1998) истребляет вампиров, так как беременную им мать в свое время укусил вампир (вследствие чего у Блейда проявляются врожденные сверхспособности – скорость, сила, почти физическое бессмертие).

"Киноэволюция" супергероя, опыт истории и традиций — фото 4

За смерть своего дяди мстит преступному миру и Питер Паркер – Человек-паук (реж. Сэм Рейми, 2002, 2004, 2007),  который от уксуса паука в лаборатории генетических экспериментов приобретает нечеловеческие возможности полетов, прыжков и т.д.

В своих справедливых миссиях супергерои иногда избыточны. Так, Бетмэн в один прекрасный день понимает, что рвать негодяев на части стало для него любимой привычкой. Бетмэна можно даже назвать «страдающим» человеком, он раздираем внутри себя демонами. В поздней киноверсии Бетмена (Фрэнка Миллера) вообще схватки героя с преступниками трансформируются в своеобразную, почти наркозависимость от самой борьбы.

Итак, как и полагается супергерою, он творит суперподвиги, сметая зло на своем пути. Дальше, как говорится, больше. На смену герою-одиночке с началом нового тысячелетия приходит «бригада» супергероев

«Люди Х» — генные мутанты, представляющие собой новую ступень эволюции как человека, так и киноиндустрии

«Люди Х» — генные мутанты, представляющие собой новую ступень эволюции как человека, так и киноиндустрии

Разбив их на два непримиримых лагеря, Брайан Сингер демонстрирует все ту же вселенскую борьбу зла за власть в этом мире. Против поработителей человечества выступает группа «Людей Х» под руководством мегателепата Чарльза Ксавье. После выхода двух серий ленты в 2000 и 2003г, другой режиссер Бретт Рэтнер снимает и третью часть («Люди Х. Последняя битва»). Помимо прежних задач пропагандистского характера, утверждения национальных ценностей и поведенческих стереотипов, появление лент о «Людях Х» производит и новые цели. Пропагандируется не только социальное, но и расовое равенство /мутанты борются за свои права, что подразумевает утверждение отсутствия превосходства одних людей над другими и необходимость равноправия/. Также Росомаха появляется на «киносвет» сразу после вьетнамской войны, что озвучивает решение проблемы послевоенной адаптации солдата в обществе.

"Киноэволюция" супергероя, опыт истории и традиций — фото 6

Уже в нашем веке в эволюции супергероя намечается еще один значащий эпизод развития. Вопрос женской эмансипации представлен появлением на кинорынке образов супергероинь, которые демонстрируют не только равенство с мужским полом в силе, ловкости и уме, но и культивируют образ женщины, совсем не нуждающейся в мужской заботе и помощи. И хотя первая супергероиня – Вандервумен появилась в начале 40-х годов в комиксах, активно «героическая женская тема» всплывает в кино только сейчас.

"Киноэволюция" супергероя, опыт истории и традиций — фото 7

Например, женщина-кошка (реж. Питоф, 2004) поначалу застенчивое и робкое создание, судьба которой удачное замужество и многодетная семья (по среднестатистическим представлениям), оказывается )втянутой в мужские игры и погибает. Однако, таинственной силой женщина-кошка возвращена в наш мир, и, по законам жанра, снабжена уникальными сверхвозможностями. В чем состоят ее приключения можно догадаться из существующей схемы.

За собою вслед эмансипированная женщина-супергероиня тянет на экран и свои внутренние переживания, комплексы, настроения, короче, все то, чем так богата женская натура. Героиня ленты «Электра» (реж. Роб Бауман, 2005), кроме зрелищных убийств негодяев, демонстрирует большой набор и фрейдистских вкладок.

"Киноэволюция" супергероя, опыт истории и традиций — фото 8

Психология как женского, так и мужского типа супергероя значительно усложняется. Существует некий шаблон: 1.почти все они — сироты, либо брошены родителями; 2. все достигают значительного социального статуса, т.е. «сделали себя сами» (Супермен – журналист, Сорви-голова- адвокат, Человек-паук – студент, газетных фотограф. Даже исправившийся Бетмэн заканчивает солидный ВУЗ). 3. супергерои тщательно скрывают свою сущность /девушка Человека-Паука не обращает внимания на самого героя, а любит его маску/.

Возникают и чисто человеческие психологические сложности. В своей повседневной жизни они большей частью неуверенные и даже беззащитные люди, над которыми смеются и которых оставляют девушки. Иными словами, они такие как все. Но когда настает время подвига и герой надевает свою маску, все радикально меняется – появляется и любовь девушек, восхищение толпы и ужас недругов.

Кстати, о маске. Это первоначально необходимый элемент превращения. Ведь почти все супергерои возникли вначале как персонажи комиксов

Кстати, о маске. Это первоначально необходимый элемент превращения. Ведь почти все супергерои возникли вначале как персонажи комиксов

Однако, в последнее время отмечается и новая тенденция. Она заключается не в модификации образа супергероя ( тут уже, кажется, использованы все возможные варианты), а в «игре в супергероя».  Только вышел новый вариант такого подхода – лента «Пипец» (реж. Мэттью Вон, 2010). Сохраняя традицию, главный герой – выходец комиксов, он слаб и зауряден, но он решает стать супергероем и, опять же, для подвигов переодевается в жутко-зеленых костюм и берет дикую кличку –Пипец.

"Киноэволюция" супергероя, опыт истории и традиций — фото 10

Но его супергероизм – это не предназначение, призвание или миссия, это простое доброе намерение подростка. Разумеется, все возникает как пародия, но дальше автор начинает совсем новую игру в супергероя. Интересно, что будет выражать и защищать этот тип, играющий в «сверхлюдей», или сверхчеловек — уже не актуально?

  • Просмотров: 2570
  • Мнений: 6
  • 5

Материалы по теме

Комментарии (6)

  1. Игорь 18 апреля в 00:29

    А как же Хенкок? Очень своеобразная ветвь эволюции супергероя

     

    1. Valeriy 18 апреля в 00:54

      Вы же понимаете, что нельзя объять необъятное. Выбран произвольный и популярный /на взгляд автора/ ряд для анализа

       

  2. Беличков Игорь 18 апреля в 01:26

    Отличная подборка кино-комиксов. По крайней мере можно особо не переживать, так как добро восторжествует. Можно расслабиться и под пивко, наслаждаться спецэффектами.

     

  3. Дамировна 20 апреля в 17:02

    Да, я вообще не перевариваю органически супер-героев.
    И тут, опять же совершенно случайно, после прочтения этой статьи попадается фильм про очередного супер-героя. Defendor, на русском почему-то Защитнег, история про человека, который решил, что он сможет вершить правосудие. Фильм провалился в прокате судя по всему, и я знаю почему, потому что на 30-й минуте начинаешь засыпать.(секред — я принималась смотреть его два раза, вечером и днем и оба раза засыпала на одном и том же месте)Однако этот супер-герой оказался живым, и он умер от настоящих пуль. Грустная история и в конце у меня текли слезы. Идея, между прочим хорошая, но авторам фильма, не хватило мастерства держать внимание зрителей, слишком много деталей, даже для меня любительницы разглядывания шнурков и пуговиц…

    Кстати плюс!

     

  4. Capa 10 мая в 20:53

    А я считаю, что пора бы в современном двадцать первом веке, ввести основательную представительницу женщину-супергероиню, ведь я выросла «на супермене, человеке-пауке» и знаю о них, как о неизменных защитниках, которые во все времена с нами, а такой же яркой супер женщины-нет.

     

    1. Евгения 10 мая в 21:03

      А как же женщина-кошка?

       

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.