«А теперь мы будем рисовать дождик…» — протянула педагог студии раннего развития и нарисовала на листе моего ребенка капельки. Максу капельки не понравились и он, в мгновение ока, закрасил их желтыми кругами. «Капельки…» — безапелляционно заявила преподавательница и поверх прекрасных желтых пятен начертила четкие синие линии. «Черта с два», — подумал мой малыш и вылил на никому не нужный дождик банку желтой гуаши…
Наши краско-карандашные запасы
«Неусидчивый, упрямый, без способностей к рисованию», — с таким диагнозом закончился наш первый и последний поход в центр раннего развития. Да, мой почти двухлетний ребенок шумный, непоседливый. Ему скучно дома, но и в детский сад Максима возьмут еще не скоро. По этой причине мы и пришли в центр, считали, что там ему найдут занятие по душе. Но раз для местных методик раннего развития Макс не подошел, на семейном совете было принято стратегическое решение – не ребенка подстраивать под методику, а методику под ребенка!
Я всегда была за свободу. Особенно за свободу творчества и самовыражения. Поэтому у меня очень избалованный ребенок. Поэтому всяческие занятия по развитию чтения, математики, речи были отметены в первую очередь. Игры с крупами от Сесиль Лупан и физкультура от четы педагогов Никитиных уже давно были в ходу. И тут я наткнулась на рассказ об удивительном педагоге Арно Стерне, человеке создавшем пространство для свободного самовыражения. В его художественной студии собираются люди, чтобы рисовать вне конкуренции и вне оценок. По мнению Арно, самое важное в творчестве найти свою Линию, забыть привитые цивилизацией навыки рисования и вернуть «непроизвольный жест», который идет от души, от внутренней силы. В его студии под названием Место Кло («Потаенное пространство»)никто не спрашивает друг у друга «что ты рисуешь», никто не выносит картины за пределы комнаты, никто не дает оценок увиденному и, главное, никто не рисует с натуры. В методике Стерна самое важное – природная, первозданная Линия, проводя которую человек просто выражает свое Я.
Учитывая, что Макс всегда интересовался рисованием и арсенал пишущее — рисующих средств у него был огромен, я сразу поняла – Арно Стерне — это для нас!
Выбираем нужный цвет
Под студию была выделена комната, которую в будущем планировалось переделать под детскую. Усадив Максимыча за маленький стол, разложив перед ним пастельные мелки, карандаши и листы бумаги, я ушла готовить кушать. Зная, что Макс долго не сидит на месте, ждала, что он вскоре прибежит за мной. Прошло пять минут, десять, двадцать. Сын что-то болтал из комнаты, но ко мне не шел. Не выдержав, пошла узнать, что так увлекло моего непоседу. Неужели цветные карандаши?! Но мы и раньше их доставали, правда наедине Максимку с ними ни разу не оставляли.
…Картина была хороша. Нет, я бы сказала – шикарна. Картина была… на стене! Справедливо решив, что предоставленной свободой следует пользоваться на полную катушку, Макс давно уже вылез из-за стола и с увлечением расписывал мелками обои. При виде меня – потупился, что мамка-то скажет? Села рядом, нравится, говорю? «Дяяя…», — ребенок расцвел, поняв, что его действия одобряются, дал мне мелок и, ткнув в стенку, приказал: «Папа!». Рисуй, то есть, папу. Папа, придя с работы, сначала долго молчал, потом взял карандаш и нарисовал солнышко. Так начался восхитительный период в нашей жизни.
Оказывается, это так завораживает – рисовать на стене. Не что-то конкретное, а просто линии, круги, спиральки… В этом есть какой-то упоительный вкус запрещенности, неправильности действий. В этом есть кайф.
Было
Стало
Прошел месяц, на стене, в пределах Максимкиной досягаемости не осталось свободного места. А Макс все еще хотел рисовать, причем уже красками. Листы его не устраивали, рисование прямо на полу затрудняло всей семье передвижение по квартире. И мы нашли выход – ванна! Да, да, теперь мы рисуем в ванной. Макс готов проводить там часы, методично размазывая краску по кафелю или рисуя любимые желтые круги.
В творческом процессе
Мы никогда не спрашиваем его о том, что он рисует, никогда не показываем как надо рисовать. Всему этому его научат позже, в детском саду, школе – хочет он того или нет. А пока наш «без способностей к рисованию» мальчик как дети из студии Арно просто и с наслаждением "гнет» свою Линию.
Да!
+1