Первый поход. Испытание Архызом

В прошлом августе передо мной остро встал вопрос «Что делать в отпуске?». Море я не люблю, в европейские, азиатские и прочие страны меня не тянет. Но перспектива провести две недели в Ставрополе (где летом кроме жары ничего примечательного) казалась мне самой худшей. И тут, как всегда бывает с хорошими друзьями, от моего товарища поступило предложение пойти в поход на 4 дня в Архыз. Я в походе никогда не была, видела только на картинках счастливые лица туристов на вершине величественной горы. Тяга к приключениям победила и я согласилась. Район — Западный Кавказ, к западу от Эльбруса с границами по верхнему течению реки Кубань. Нашей целью был перевал Айюлю высотой 2874 м над уровнем моря. Маршрут по меркам туристов не очень сложный, группа – 15 человек. Меня ждали четыре незабываемых дня, воспоминания о которых действительно живы у меня в памяти до сих пор с поразительной точностью.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 1

День 1.

Туристические принадлежности, вроде рюкзака, палатки и спального мешка мне весьма удачно удалось найти у друзей. Я была укомплектована на все 100 процентов. Как мне тогда казалось. Теплые вещи (как оказалось недостаточно теплые, так как одну ночь пришлось спать в двух теплых штанах), десяток пакетов каши и лапши из пакетов, плавленый сыр, хлеб, сладости и прочая провизия. Мне повезло, я вегетарианка и громоздкие банки с консервами не входят в мое меню, а они ведь занимают довольно большую часть рюкзака. И всё же раннее утро первого дня немного огорчило меня тяжестью ноши. Я с трудом донесла рюкзак до микроавтобуса, на котором мы добирались до самого Архыза. Но дорога была веселой, 4 часа все ехали с предвкушением незабываемого отдыха, все те, кто не спал, ведь выехали мы в 6 утра.  Зато по прибытии в Архыз покушали очень вкусных хычинов. Эта была наша последняя встреча с цивилизацией до ухода в лесистые горы Архыза.

Уже из окна микроавтобуса сознание захватили сказочно красивые виды, но когда первый раз оказываешься на берегу кристально чистой горной реки – уже маленькое счастье.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 2

Мы – серьезные туристы, подготовили путевки, чтобы наши приключения были законными, лучше так делать всегда, ведь в отпуске совсем не хочется подвергать себя даже малейшему риску. Наш проводник Николаич– опытный турист. Это обычно очень оригинальные мужички из которых сыпятся всякие забавные истории о туризме. Они умеют подбадривать, знают все обо всем, даже если на самом деле не знают. Самое первое и важное занятие – распределение запасов по рюкзакам. Меня это не коснулась, у меня были свои вегетарианские запасы. Но вот макароны, крупы, хлеб, чай, кофе, бесчисленные банки консервов, мясо для шашлыка – все эти продукты по максимуму должны были набить рюкзаки группы. Обычно это делается с помощью весов, чтобы честно нагрузить каждого одинаково. В этот раз делали на глаз. Еще один нюанс – все напитки (и горячительные тоже) в стеклянной таре переливались в пластиковую.

Наш проводник Николаич облегчает тару)

В первый день были сплошные положительные эмоции, шли довольно долго, но это был первый день, надо же зайти подальше от людей, чтобы наслаждаться видами. К тому же в месте, где мы решили разбить лагерь для первой ночевки, было полно всего интересного.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 4

Первое – лошади и, внимание, верблюд!

Алиса!

Первый поход. Испытание Архызом — фото 6

Имя ее Алиса, создание очень дружелюбное и милое, любит хлеб и внимание. Для чего это животное из степей Казахстана оказалось в Архызе мы не поняли, даже познакомившись с ее хозяином.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 7

Второе – такси! Куда оно по горным дорогам кого везет – тоже загадка, может быть, кто-то не рискует преодолевать опасные маршруты пешком.

Такси до перевала)

Третье – нашли постройку туристической бани. Жаль, не было пленки, можно было бы попариться. В следующий раз нужно будет восполнить.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 9

А еще, огромное количество земляники. Вечером были традиционные шашлыки, печеная картошка и первая ночь в палатке и спальном мешке. Первая холодная ночь, потому что пошел дождь.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 10

День 2.

Раннее утро – около семи, подъем. Мальчики разбирают палатки, обязательно выкладывают их на солнце, чтобы высохли после дождя. Девочки готовят быстрый завтрак и чай, кипяток для которого кипятят в разрезанной пополам канистре с ручками из проволоки. Такие вот хитрости. Если нет котелка – это лучший выбор, легко, большой объем, привязывают к рюкзаку и вперед. Мусор после каждой трапезы сжигают, даже консервные банки оставляют на костре. Банные процедуры в ледяной воде горной реки – это бодрит как ничто в природе не может бодрить, зубы сводит, лицо горит. Но это тоже обряд посвящения в туристы, все терпят. После завтрака выдвинулись по маршруту.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 11

Сразу скажу, если вы начинающий, а особенно в первый раз – это тяжело. Физически тяжело нести на плечах палатку, спальник, одежду, еду. Мой рюкзак был маленький, 40 литров и он был забит, а у мальчиков были и по 60. Первую половину дня шли по ровной дороге, вокруг горные реки, солнце, живописнейшая природа. Вопроса недостатка воды в горах не существует. Вода в реках не только чистейшая, но еще и очень вкусная, мягкая, такую в городе и даже в бутылках попробовать не удастся. Сейчас я скучаю не только по воздуху, который хотелось жадно вдыхать, настолько он был вкусный, но и по воде.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 12

Первый поход. Испытание Архызом — фото 13

В один момент я поймала себя на мысли, что вокруг нет шума. Нет машин. Нет людей, кроме нас. Тишина, нарушаемая только журчанием рек, пением птиц и шелестом деревьев. Что еще можно хотеть в отпуске? Тут уже включается желание, свойственное всем людям – желание единения с природой. Но у нас была цель и до нее нужно было идти. Через каждые 5 часов, иногда больше мы делали привал, быстро кушали, немного отдыхали. Сильно лучше не расслабляться, будет тяжелее снова начать идти.

К концу второго дня мы шли уже по довольно крутой дороге. И тут новость еще хуже – это очень тяжело. Нужно сразу же найти себе палочку, а лучше две. Хорошая крепкая палочка не только верный помощник, иногда без нее невозможно обойтись. Прорезиненные строительные перчатки – одни из лучших друзей, чтобы не стесать руки, когда держишься за дерево или камень. Одной пары не хватить, лучше две и больше, среди группы точно найдется новичок, у которого перчаток нет.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 14

Романтические мысли о приключениях отступают перед усталостью. Как во многих вещах – первый раз бывает мучительным. Мы шли по склонам гор, через леса, перебирались по бревнам через овраги, одним словом, начался экстрим. И, соответственно, нервы. Мало кто из нас, новичков, ожидал, что будет так. Выяснилось, что поход в нашем сознании – это приятная прогулка с пикником. Так вот для тех, кто думает так, поход – это действительно поход. Нужно будет идти много часов, из последних сил, тащить тяжелый рюкзак. Но, забегая вперед, скажу, что оно того стоит.

Пирамида из камней — знак, оставленный на маршруте другими туристами, подтверждающий, что путь верный.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 16

Первый поход. Испытание Архызом — фото 17

К вечеру, при приближении темноты, было выбрано место для ночлега. Ночлег нам попался обжитый туристами, место под палатки определялось по веточкам ели, которые стелят под палатку для дополнительного тепла.

Повсюду росли грибы, мы кинулись их собирать, но опасения на счет отсутствия необходимых знаний об их пригодности в пищу заставили нас отказаться от идеи приготовить из них какое-нибудь нехитрое блюдо. Долгожданный ужин – макароны в канистре, было очень вкусно. Отбой в 10 вечера, на ночь нужно одеваться тепло, даже если есть спальный мешок, под утро можно проснуться от холода. Если бы я об этом знала, вместо пакета с печеньем я положила бы теплые дополнительные брюки или свитер. Это полезнее.

Простые будни настоящего туриста. Сушим одежду и обувь.

День 3.

Стандартная программа: завтрак, чай, умывание ледяной водой, сбор рюкзака. Чем выше мы поднимались, тем холоднее становилось. Особенно ветрено. Тут пригодились шапки и солнечные очки, тем, кто их взял. Я не взяла, я же в первый раз. И снова склоны, уже не такие лесистые. Склоны сменялись огромными по площади полянами, изрезанными ручейками.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 19

От величия природы захватывало дух. Больше, чем от усталости. Намного больше. Иногда срывался небольшой дождик, чаще опять-таки, чем выше мы уходили в горы. Тут на помощь пришли дождевики, к тому же неплохо защищавшие от ветра. Скажу честно, меня силы стали покидать уже тогда. Выяснилось, что провизии взяли в разы больше, чем нужно, нести ее не было смысла, поэтому пакеты с гречкой и макароны оставляли на видном месте на тропе маршрута. Это – этика туристов. Очень благородно, вдруг у кого-то провизия закончится. Хотя опытные туристы умеют хорошо рассчитывать количество еды на каждого человека.

Прогулки с такой ношей одно удовольствие!

Новость, что перевал будет нами одолен уже сегодня к вечеру добавила энтузиазма, часа на 2. Силы восполнить помогла сгущенка с печеньем или хлебом, в рюкзаке любого туриста она должна быть. Небольшой привал под водопадом на узенькой дорожке, с видом на величественные заснеженные горы – вот это я помню очень хорошо.

Когда кончается сгущенка — это всегда грустно...

После привала был заход, результатом которого было взятие перевала Айюлю. Подошли мы к нему часа в 4 дня и перед триумфом решили отдохнуть у озера. Горные озера – это отдельный разговор. Образованные в результате таяний огромной глыбы льда, они тоже абсолютно чисты, а вода прозрачна так, что видно каждый камушек на дне.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 22

Первый поход. Испытание Архызом — фото 23

Первый поход. Испытание Архызом — фото 24

Мой отчаянный друг опробовал воду горного озера, пока остальные кутались в шарфы и шапки!

Первый поход. Испытание Архызом — фото 26

И вот мы на перевале!!!!!!!

Взяли Айюлю!

А на перевале пошел снег! Он не просто там шел, он там еще лежал. Несколько минут понадобилось на то, что бы мы как дети поковырялись в этом снегу, восхитились им. Снег в августе, как такое можно забыть.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 28

И дальше. Теперь там нужно было спуститься через перевал, этот путь по планам занял бы у нас меньше суток, что бы на четвертый день отдохнуть на природе. Нас ждало еще приключение спуститься по снегу, управляя собой при помощи палочки, удалось это только матерым туристам, остальные же съехали как попало.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 29

Проблема была в скорости нашего похода, существовал риск не дойти до леса до темноты, а это значит невозможно разжечь костер, потому что нет дров. А так же холод и ветер, на такой высоте еще и ночью он очень сильный. Ночью возможна и минусовая температура, но и +4 не сильно греет. И мы не успели. Стемнело. Лагерь быстро был разбит, решено было спать по 5 человек в самых больших палатках, чтобы не замерзнуть. От голода нас спасла газовая горелка, спрятавшись за скалы мы поглотили сытный ужин и легли спать. И это была самая теплая ночь в моей жизни. Было невероятно тесно, но очень тепло. На всю жизнь запомню эту ночь. Когда казалось, что вот вот палатка просто взлетит, такой силы был ветер, но внутри все равно было тепло и безопасно. Вот она, романтика приключений!!!

День 4.

Последний день, но не самый легкий. Отрезок маршрута был очень опасный, мы шли по огромным валунам, проверяя перед каждым шагом его устойчивость. Небольшая неосторожность и можно было провалиться между камнями, вот тут нужна была палочка и максимум внимания. Последний день, все измождены, а мысль, что перевал взят радует совсем мало. К середине дня мы устроили привал на берегу небольшой речки и именно тогда первый раз за весь поход просто отдыхали. Лежали на кариматах, кто-то рискнул искупаться, хотя было не очень тепло, все-таки сезон в горах, когда можно плескаться в холодных горных реках скорее июнь-июль. До конца похода оставались считанные часы, лежа на солнышке, все мы уже понимали, что скоро нас ждет город, с другими испытаниями. Я помню это чувство приятной усталости и радости находиться именно там, где я была.

Через несколько часов мы дошли до места, куда за нами приехал микроавтобус, по расписанию. Выйдя из этой точки 4 дня назад, мы в нее же и вернулись. Но вернулись наполненные новым. Новыми эмоциями, умениями, опытом. И мы взяли первал Айюлю!!!

Первый поход. Испытание Архызом — фото 30

Первый поход. Испытание Архызом — фото 31

Неплохой вид, не правда ли?)

Первый поход. Испытание Архызом — фото 33

Первый поход. Испытание Архызом — фото 34

Въехав в город Архыз, опять поели хычинов в том же месте. Обгоревшие, с мазолями, синяками, царапинами, ссадинами, в порванной одежде и обуви, но довольные.

Первый поход. Испытание Архызом — фото 35

Теперь я пью чай с собранным в горах Архыза чабрецом и смотрю на камень, взятый мной с перевала Айюлю. И вспоминаю эти 4 дня как самое настоящее большое путешествие. Которое сплотило меня с друзьями, приблизило к природе и придало сил и уверенности в себе. Ходите в походы, это здорово!