Медовое восхождение на Тхач

Медовое восхождение на Тхач — фото 1

"Лучше гор, могут быть только горы" — решили мы и купили билет до Белореченска.

Я никогда раньше не была в горах. И спортивным человеком меня назвать нельзя. Обыкновенный офисный работник и о восхождении я узнала, как водится из Интернета. Мой будущий муж, хотя  и был страстным путешественником, но в горы тоже никогда не поднимался. Мы составляли маршрут для медового месяца, вернее той медовой полутронедели, которая была в нашем распоряжении. Море? Пляж, куча народу — один, два дня я могу выдержать, но не больше. Перед тем, как окунуться в бытовые будни семейной жизни, хотелось чего-то такого свершить, о чем давно-давно мечталось...

В Ходжохе я отдыхала и раньше. Помню свое первое впечатление. Душный жаркий поезд набит битком — народ едет на море, потом — электричка до поселка Каменномостский (он же в народе Ходжох). Час до прибытия, а за окном по прежнему выжженная солнцем степь. И вдруг. Начинаются горы. Прямо вот так, из земли начинается Кавказкий хребет и электричка плавно въезжает под сень густой листвы и карабкается к горам, ледяным речкам и захватывающим пейзажам. В Хаджохе есть на что полюбоваться — водопады, леса, живописное плато Лаго-Наки, рафтинг, альпинизм, джиппинг, пещеры со сталактитами. В общем, тридцать три удовольствия и все на одном маленьком пятачке. А еще оттуда начинаются горные маршруты.

Медовое восхождение на Тхач — фото 2

Утром после свадьбы, провожая гостей мы сели на Белореченский поезд и помчались навстречу приключениям. Пересели в Белореченске на уже знакомую электричку, а на вокзале Каменномостского нас уже ждала машина. Дабы провести отдых с комфортом, мы заранее, через интернет, договорились с хозяином гостиницы "Терем у реки".  Цены в Ходжохе позволяют отдыхать "на широкую ногу". гостиница, к слову, очень уютная, номер с кондиционером, душем и огромной кроватью.

Выбрали маршрут восхождения мы тоже заранее, так как оплата проводника делится между участниками. Через интернет расспросили, что нужно брать с собой. Нас оказалось всего четверо: мы и еще одна молодая пара. Весь оставшийся день я показывала мужу поселок, а вечером наш гид, он же хозяин гостиницы, составил список необходимых продуктов и подарил нам бутылку вина в честь недавно состоявшейся свадьбы. Адыги, кстати, очень гостеприимный и добрый народ.

День первый. Джиппинг и альпийские луга.

Медовое восхождение на Тхач — фото 3

Утром нас познакомили с нашим проводником Володей — красивым и приятным молодым человеком. Наш "восход" начался с "джиппинга", так как до ближайшей стоянки решено было доехать на машине. Замызганный УАЗик, лишенный даже приборной панели оказался в надежных руках нашего водителя "зверь-машиной". Мы забирались все выше в горы. Дороги были мокрыми после дождя и, как оказалось, подетально модифицированный хозяином, УАЗик уверенно таранил грязь над обрывами. Несколько раз мы с рычанием и каскадом брызг по обе стороны пересекали речки.

Наш подъем начинался с Тайвани, местечка, где пересекаются, начинаются или кончаются (подняться на гору можно с обеих сторон) все маршруты на Тхач и не только. Подниматься решили по крутой стороне. мы перекусили, договорились с водителем о встрече через три дня, взвалили рюкзаки и пошли. Мы шли в мокрых кустах по пояс высотой и горы это никак не напоминало, но после первого обеденного привала начался настоящий подъем.

Идешь вверх, вверх и вверх. Колени начали дрожать. Непривыкшие к физическим нагрузкам, ноги стали подводить и я начала отставать от остальных. Но упрямство — великое дело. Время от времени мы останавливались, чтобы передохнуть. Пейзаж сменился на хвойно-смешанный лес. Все деревья вдоль тропинки были помечены красными отметками, для тех, кто идет без проводника и не первый раз. Видели следы кабана и сосну подранную медведем. Считаю шаги. Вверх, вверх, вверх. Поднимаю глаза и вижу, что за соснами сбоку от нас ничего нет! Огромный, непостижимый, неохватный, невероятный простор и уходящие вдаль волны каменного зеленого моря!

Солнце еще высоко, дорога становиться пологой, и мы выходим на роскошные альпийские луга. Почему-то мне всегда казалось, что альпийские луга это так высоко! Это надо по каменным кручам карабкаться. А вот оно — густое, сочное, зеленое, пестрое. Запах, от которого кружиться голова, цветы, которых я никогда раньше не видела. И только ты. Ни проводов, ни компьютеров, ни гудков. Только эта мощная, молодая, пыщащая, как будто смеющаяся, трава.

Медовое восхождение на Тхач — фото 4

Мы остановились на Княжеской поляне. Рухнули на притоптанном пятачке у самого края огромного обрыва, за которым волнами, одна за одной, бушевало буйство зеленых горных вершин. Принесли воду из источника, развели костер, поставили палатки. Сходили посмотреть на пещеру. Она маленькая, и спрятана так, что если не знать — запросто пройдешь мимо. Стены все в копоти костра. Здесь отдыхают отшельники.

Любовались закатом. Закат в горах! А когда солнце уже село и наши спутники ушли в свою палатку — мы вытащили спальный мешок на улицу (ночью довольно прохладно), легли на краю мира, где звезды так близко, что кажется их можно потрогать рукой и долго болтали ни о чем.

Медовое восхождение на Тхач — фото 5

День второй. Вершина.

На следующее утро мы собрали наш лагерь, еще раз прогулялись по окрестностям и снова пошли к заветной цели. Вершина, гордо поднимающаяся над всеми остальными, вершина Тхача, была уже перед нами. На этой высоте деревьев нет и мы здорово загорели. Часа через четыре мы уже преодолевали последние кочки. Еще рывок...

И ты понимаешь вдруг, что земля больше не уходит вверх, а только вниз. Мы на вершине!!! Весь мир у наших ног. Как там американцы говорят: мы эт сделали. Вот они наши первые 2300 метров! Вершина, точка. Вокруг — пейзаж, который невозможно ни с чем сравнить! Никакой фотографии не передать этого размаха. Этой высоты! Этого ликования! Мы на вершине!

Медовое восхождение на Тхач — фото 6

На вершине мы и пообедали. Открыли нашу бутылку вина. Знаете, как это здорово пообедать на высоте 2300 над морем. Особенно, если учесть, что ты никогда выше 11 этажа не поднимался.

Начался спуск. Мамочки! Вот тут я поняла, почему мы пошли вверх по крутому склону. Вниз идти, вот те раз, гораздо сложнее. Мокрая трава под ногами. Спуск у нас был экстремальный. Во первых мы вышли на сыпуху, во-вторых у нас кончилась вода. Когда мы наконец-то спустились к более пологим местам и нашли родник — пили и не могли напиться мутной водой. Господи, как может быть приятно цедить тонюсенькую струйку ледяной воды.

Мы остановились на привала. Маленький домик из дерева был уже занят, а потом пришла целая орава подросткового возраста и на поляне вообще не осталось свободного места.

День третий и четвертый. Веселая компания и дорога домой.

Медовое восхождение на Тхач — фото 7

Весь следующий день мы отдыхали на перевале. Уж какой народ тут проходит — можно писать отдельную повесть. Мы доедали свои припасы, пили чай из свежих горных трав, ходили купаться на речку. А на четвертый день мы пошли домой. Спустились до Тайвани, дождались машину и поехали в гостиницу, к вкусному домашнему обеду и растопленной бане.

Нет, это невозможно уместить в один рассказ. Это только сухая канва. Эти четыре дня, я помню их сейчас до минутки. Это четыре дня совсем другой жизни. Это четыре дня написаны в моей жизни такими густыми и яркими красками, которые никогда не потускнеют.

Бросайте свои компьютеры, собирайте рюкзак и идите в горы. Такого вы больше не увидите нигде! Это — точно!

Медовое восхождение на Тхач — фото 8

• Просмотров: 3895
  • Мнений: 8
  • 3

Материалы по теме

1. Temka 17 января в 16:20

Побывав в горах однажды, влюбляешься в них навсегда и возвращаешься к ним снова и снова. Как здорово, оказавшись на вершине, просто стоять на самом краю и молчать. Или закричать и долго слушать эхо. Мне искренне жаль людей, которые никогда не были в горах, не видели весь этот простор, всю эту мощь и необъятность, не чувствовали себя «на краешке вселенной»…

2. Leorina 17 января в 18:09

Я впервые побывала в горах в прошлом году, когда поднималась на Ай-Петри. И именно этот подъем стал самым сильным впечатлением от поездки в Крым. Сидеть на вершине горы и видеть, как облака обтекают ее с двух сторон, соединяясь перед тобой — это что-то невероятное.

3. Андрей 18 января в 13:16

Помню я пять лет стремился попасть в горы а все не выходило. А вот когда попал, то полностью растерялся. Они такие большие и красивые. А какой там воздух. Теперь езжу в Карпаты каждый год. Море мне теперь не надо. Я влюбился в горы.

4. Volo 18 января в 13:42

Хорошо было бы узнать, что нужно брать с собой на такое восхождение. Знатоки, поделитесь пожалуйста знаниями. Хотя бы в общах чертах?

1. Ирина Поттер 18 января в 14:00

Я не знаток, но по опыту могу сказать, что наше восхождение было весьма удачным именно благодаря хорошей подготовке:
      1. Палатку (можно взять на прокат на месте, но лучше свою).
      2. Вместительный крепкий рюкзак.
      3. Коврик из полипропилена.
      4. «Седушку». Кусочек чего-нибудь (того-же коврика) прикрепленный к пятой точке резинкой. Очень удобно, когда в пути нужно присесть, не снимая рюкзака.
      5. Спальный мешок (по толщине в зависимости от сезона).
      6. Две пары обуви. Покрепче, очень удобную и полностью закрывающую ногу — для подъема (с толстой рифленой подошвой), и легкую открытую — для перевалов.
      7. Теплую одежду для ночевок.
      8. Запасные носки, футболку и штаны.
      9. Аптечку, бинты, средство от укусов, нитки с иголкой, спички (непромокаемые), миску, чашку, ложку, нож, открывалку для консервов.
      10. Два котелка (большой-для еды, маленький — для чая) на всю группу.
      11. Емкость для воды. Легкую.
      12. Еду. Крупу, сухую колбасу, сгущенку и тушенку, сухофрукты и прочее. Это покупается на месте и делится между всеми рюкзаками участников похода.

Все вещи в рюкзаке лучше обернуть в пакеты. вот вроде бы, все, что вспомнила. Дополняйте, дети гор!

1. Винокуров Илья 18 января в 20:58

Я бы еще фляжечку с крепеньким напитком взял, потому что без нее все остальные 12 пунктов, включая привалы, особенно привалы, становятся лишенными смысловым наполнением. :)

1. Ирина Поттер 18 января в 21:51

С крепеньким напитком, ИМХО, не обязательно идти за «смысловым наполнением» на 2300 над морем. У наших спутников была с собой фляжка водки. Мы не пьем, в смысле не вижу я в этом главного смысла путешествия.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.