Я, Франсуа Вийон, вор, убийца, поэт...
Режиссер: Серж Мейнар
Актеры: Франсис Рено, Филипп Наон, Брюно Лоше, Сагамор Стевнен, Кантен Байо
Франция, драма, 2010
Канал «Культура» на святочной неделе крутил серию фильмов «Тайны гениев» — хорошая задумка. Фильмы были и новые, и времен 90х прошлого века.
Начиналось все с показа ленты «Я — Франсуа Вийон, вор, убийца, поэт…», снятый по мотивам книги Жана Теле «Я, Франсуа Вийон».
Вийон в истории остался как последний великий поэт средневековья. Так вот режиссер ленты из всего этого определения предпочел остановиться именно на средневековье. Этот период уже натер в мозгу мозоль, как «темные века».
Стало быть, сразу можно угадать, что и все настроение картины – темно-темное, таким же мрачным предстает и видеоряд ленты.
Сразу скажу, смотреть на ночь чревато, поскольку авторы постарались.
Что до содержания… Об этом поэте, к сожалению, сохранилось чрезвычайно мало информации, из той, чем мы располагаем еще меньшая часть принадлежит к реальности.
А посему для авторов открывались прямо безграничные возможности реализации собственных страхов или бессознательного. Да, именно дядюшка Зиги (Зигмунд Фрейд) и его неугомонная теория пришла мне на ум сразу же после просмотра.
Очевидно, что по идее этого фильма европейский доктор гулял как по проспекту.
Ну, начнем с начала. Представьте себе мрачное-мрачное подземелье, слабо освещенное факелами, свечами… Перед нами почти распятая женщина, которую пытает инквизиция. Женщина беременна, от этих мук она разрешается плодом, который, естественно должен быть умерщвлен, как дитя воровки… а это не просто ребенок – это будущий великий поэт Франции… Жуткий инквизитор (внутренне прозрение!) оставляет его живым и отдает на воспитание аббату. Что стало с матерью – неизвестно.
Эта неизвестность (по фильму) будет мучить Вийона всю жизнь, он всегда станет искать свою мать…
Хорошая затравка? Смотрите фильм, только не считайте, что он про Вийона. Вернее, относитесь к нему как к версии о жизни поэта. Правда, неправдоподобной.
Да, Вийона воспитывал аббат, его фамилию и взял Франсуа де Монкорбье, под ней он стал известен. Да, Вийон несколько раз бывал в тюрьме, в том числе за ограбления и был приговорен к смерти. Да, Вийон участвовал в развратных оргиях, участвовал в «бандитских группировках». Не уверен, что он участвовал в уличных баррикадах, да это и неважно.
Ф.Вийон из жизни
Ф.Вийон из фильма
Фильм о поэте должен быть рассказом о художнике. Конечно, бытие определяет сознание и (да простят меня создатели «Капитала» и психоанализа) бессознательное..
Но за всеми изображениями ужасов окружения, внутренних страхов героя и его непредсказуемых действий (убийство бродячей проститутки-калеки, передача собственной возлюбленной на растерзание бандитам) я не увидел собственно художника.
автора вот этих строк, как минимум..
Может потому что «гений и злодейство – две вещи несовместные»? В аннотации к ленте сказано, что когда муза отворачивалась от Вийона, он находил вдохновение на «дне общества».
Да, возможно, вдохновение разбросано везде, но окровавленными руками его не поднять…
Меня потрясла лишь одна сцена – допускаю ее смыл был таков – раскаявшийся Вийон приносит розу к замурованной в какой-то стене или где-то еще своей возлюбленной. Той самой, которую он привел к бандитам, и которую, как падшую женщину, наказали таким жестоким способом (что делать? Темные века..) В маленькое окошко-не-окошко-щель поэт опускает этот цветок. К упавшей на камень розе опускается жуткий «паук» — рука с невозможно отросшими ногтями… Это сумасшедший кадр… Жаль, что его-то я и не нашел. Затем цветок в лапе этого «паука» преподносится к лицу, вернее уже даже не к лицу бывшей красавицы.
Что делать, бедняга, так и не узнала, что поэт ее предал ради получения информации о своей матери… Склоняюсь-таки к мысли, что такого не было в жизни Вийона. Впрочем, как и гомосексуальных эпизодов.
Интересно почитать саму эту книжецу Жана Теле… Может, и он пропитался фрейдизмом?
Как бы там ни было – фильм стоит посмотреть. Во всяком случае, я простил все домыслы авторам за кадр с жуткой рукой…
В конце концов, все современные источники информации – это сплошные нарративы, цель которых, в основном, донести авторское мнение…
Нет ничего удивительного, каждый фильм — это интерпретация событий в соответствии с темпераментом, компетенцией и талантом режиссера. А в данном случае нет даже точных сведений о жизни поэта. У автора полностью развязаны руки.