семья Никитиных. наши дни
Система Никитиных.
Семидесятые годы прошедшего века – время появления системы развития детей, названной системой семьи Никитиных. Лена и Борис Никитины – педагоги и родители семерых детей. Болезненность первого ребенка заставила Лену и Бориса искать эффективные, хотя и нетрадиционные пути развития ребенка. Результатом проб и ошибок Никитиных стала система раннего развития детей. Вот основные тезисы системы:
1.Занятия необходимо начинать в самом раннем возрасте, когда ребенок более всего предрасположен к развитию.
2. Ребенку нужно создать среду, которая будет максимально стимулировать развивающую деятельность.
3. Необходимо максимальное напряжение всех сил в процессе деятельности ребенка. Именно постоянно достигая «потолка» своих возможностей, ребенок будет развиваться лучше всего.
4. Отсутствие всякого принуждения к занятиям – обязательное условие. Только желанная деятельность приносит эффект. Дети сами выбирают вид деятельности, взрослый лишь поддерживает атмосферу свободного творчества. Роль воспитателя – в ненавязчивом направлении внимания малыша.
Никитины создали в своем доме под Москвой настоящий полигон для испытания своей системы. Отец изготовил своими руками множество разных развивающих игр для различных педагогических целей и систематически занимался ими с детьми. Также в доме имелись разнообразные тренажеры для спортивных упражнений. Мама ушла с работы библиотекаря, устроив на дому подобие мини-фабрики по пошиву одежды. В работе ей за небольшую оплату помогали дети. Условия жизни детей были довольно жесткими: температура воздуха не выше +18, простое питание без изысков, легкая одежда не по сезону, почти полный отказ от лекарств.
Система Никитиных подвергалась и подвергается критике. Ученые и рядовые родители считают ее слишком строгой и непосильной для детей. Но многие родители и даже целые образовательные учреждения взяли систему Никитиных за основу работы. Примером позитивных результатов использования системы служат взрослые дети Никитиных. Они крайне редко болели в детстве, некоторые экстерном окончили школу, все состоялись в жизни. В своих семьях они используют родительскую систему воспитания и развития.
Я, как детский психолог и мама, считаю систему Никитиных полезной и эффективной при грамотном ее использовании. Особенно популярны развивающие игры Никитиных: конструкторы, головоломки и т.п. использую их в своей работе особенно для детей с отставанием развития.
Хорошо помню эту семью, много их показывали по ТВ. Но не помню, чтобы их кто-то критиковал. Наоборот, некоторые из моих знакомых именно по их методике и воспитывали детей. Жаль, всё почти забыто, в обществе другие приоритеты. Хочу пожелать сил и здоровья Лене и Борису!