Каждый родитель должен знать, что формирование речи ребенка напрямую зависит от мелкой моторики. Процесс этот прост. Через нервные окончания мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, где активируется отдел, отвечающий за речь.
С самого рождения ребенка можно проводить определенные упражнения, благодаря которым малыш сможет научиться разговаривать раньше своих сверстников.
Для начала каждый день психологи советуют делать массаж пальчиков рук. Для этого необходимо в течение трех- пяти минут растирать то одну ладошку малыша, то другую. Затем плавно переходить на пальчики. Такой массаж стоит делать до тех пор, пока кончики пальцев не покраснеют.
Продолжением гимнастики может стать знаменитая поговорка «Сорока- Белобока». Проговаривая стихотворение необходимо сгибать по одному пальчику каждой руки. Это упражнение необходимо сделать по несколько раз
Прекрасно развивает мелкую моторику резиновые игрушки с «колючками». Это может быть ежик, или мячик. Данное упражнение проводится во время игры. Берем ладошку ребенка и круговыми движениями проводим «колючей» игрушкой. Данное упражнение можно делать и с ножками. Если есть мячик, то можно его кидать друг другу. Эффективность от такой игры также будет.
Следующее упражнение можно проводить с любыми мелкими предметами. Но, обязательно под строгим присмотром взрослых. Есть вероятность, что ребенок мелкую часть может взять в рот и проглотить. Итак, для того чтобы сделать данной упражнение необходимо на твердой поверхности рассыпать мелкие макароны, рис, фасоль или горох. После чего малыш должен самостоятельно все собрать. Такое упражнения любят почти все дети. Оно увлекает и становится самой любимой игрой.
Если развитию мелкой моторики не уделять должного внимания, то это может отрицательно сказаться на речи ребенка в будущем. Именно из-за этого и происходят задержки речевого развития.
Полноценное и гармоничное развитие возможно лишь в том случае, если вся семья помогает ребенку. Ощущая поддержку самых близких, малыш буде быстрее все схватывать.
Думаю не зря еще наши бабушки и мамы, не имея понятия о том, что такое "моторика", учили нас и "сороку — белобоку" делать и "ладушки", все это наработано веками, и ничего удивительного в этом нет. А вот с мелкими предметами нужно быть предельно внимательными, я бы не советовала такие занятия с детьми до 3х лет, да и после только под неусыпным контролем взрослых.