"Край" Учителя: кино про людей и поезда

Вот она – номинированная придирчивыми американскими критиками на вожделенный всеми отечественными режиссерами Оскар лента «Край». Слава Богу, дождались и мы внимания мира к нашему реалистичному кино. Новая картина Учителя вот уже несколько дней выходит в российский прокат, вызывая у кинолюбителей двоякое чувство: с одной стороны, не посмотреть новинку было бы предосудительно – столько шума, с другой, покритиковать кинематографическое произведение хочется, как никогда – не переведутся никогда на Руси громкоголосые «критиканы».

"Край" Учителя: кино про людей и поезда — фото 1

Сшитая весьма и весьма на почве горячо любимого нашими режиссерами натурализма лента выглядит довольно скромно – это еще наглядно продемонстрировал лидирующий по просмотрам долгое время на youtube трейлер. Люди, медведи, паровозы, необтесанные деревянные балки, ватники, валенки и потертый солдатский реквизит формы времен Великой Отечественной, гуляющей из сериала в сериал. В последнее время военная тематика набила оскомину уже всем, что казалось, ничего нового и поразительного очередное кино про то знаменательное время не добавит. А Учитель и не старался произвести революцию в кинематографе: спокойно и размеренно он показывает реалии поствоенного периода: людей, нравы, горячих индивидуалистов и пресмыкающихся подхалимов (почему-то вспоминается Достоевское «твари дражащие и право имеющие»). Индивидуалисты и революционеры сдвигают с места поезда, строят собственными руками мосты, спят с чужими женщинами и свободно любят немок. Толпа рычит и негодует, норовя куснуть исподтишка, но в открытую недовольства не показывает – боязно. Типичная для российского народа картина. Это — история, мои дорогие. Всегда на Руси были и те и другие, а все вместе они и составляли тот великий мятежный и странный народ, именуемый русским.

"Край" Учителя: кино про людей и поезда — фото 2

"Край" Учителя: кино про людей и поезда — фото 3

"Край" Учителя: кино про людей и поезда — фото 4

Учитель показывает Русь в лицах и поездах. Все герои «Края» не демонстрируют индивидуальные черты, они — не личности, а обобщенные образы. Игнат – это гонимый во все времена грибоедовский Чацкий, лермонтовский Печорин, декабрист, мятежник. Софья – простая русская «баба», таких миллионы, коим впору не то, что коней на скаку останавливать да в горящие избы входить – поезда тормозить своей поразительной жизненной силой да из горящего Берлина мальчонок вытаскивать. Однорукий Колыван – вездесущий всегда покорный властям чиновничишка, который ради Сталина научился и управлять, и власть чинить на «краю», вот только писать левой рукой, даже ради горячо любимого вождя, научиться не смог. Гармаш играет иного, всем знакомого, персонажа – деспота и самодура, которые во все времена на Руси правили, чинили расправу, не жалея женщин и детей. Герой Баширова – предприимчивый торговец всем для всех, способный изворачиваться и оставаться на плаву в любые времена.

"Край" Учителя: кино про людей и поезда — фото 5

"Край" Учителя: кино про людей и поезда — фото 6

Смело и размашисто рисует Учитель картину тогдашнего времени, но как это обычно бывает, в далеких образах все видят и вчера, и сегодня, уже не надеясь, что будет по-другому завтра. Всегда будет существовать неразумная толпа, закидывающая камнями то, чего не понимает и боится (поезд с намалеванными крупно буквами «Г-у-с-т-а-в»), простые русские женщины, влюбляющиеся в мужиков, у которых «побольше чертей в голове» (Софья)  и безрассудно лупящие в бане самую слабую, потому что она – чужая (Эльзу). И еще будут чувства: простые, откровенные и по-русскому «нараспашку», воплощенные во что-то большое и грандиозное. Почему бы не в поезда? Одинокая «махина» в чаще леса выдержала годы войны, чтобы вновь возродиться, преодолев шаткий мост, построенный двумя людишками. Не есть ли это воплощение силы и мужества народа, которому подвластно вытерпеть и пережить все? Или величественный «Густав» — это надежда, которая помогала маленькой немке прожить четыре года, без ведома, что творилось с миром, надежда всего народа? А может быть, громадный поезд – это человечность, которая не знает национальностей. Человечность, которую успели позабыть жители села Край, но о которой помнит маленький немчонок, потянувшийся к девчонке, проклинаемой всеми?

"Край" Учителя: кино про людей и поезда — фото 7

"Край" Учителя: кино про людей и поезда — фото 8

Люди, как поезда, и поезда, как люди, в стране, прущей вперед подобно локомотиву, где даже немка сойдет за свою, если претворится немой. На Руси, как вы знаете, убогих любят, а у немки, как это ни странно, тоже стучит сердце…

  • Просмотров: 1697
  • Мнений: 15
  • 3

Материалы по теме

Комментарии (15)

  1. Алеся 30 сентября в 20:30

    В пятницу бегу смотреть) Спасибо за подробную рецензию!

     

  2. Винокуров Илья 30 сентября в 21:32

    А мне Машков нравится — харизматичный он мужик, каких мало сейчас. Вообще считаю его лучшим нашим актером на данный момент, он все может и на экране всегда очень достоверен и колоритен. Снимают его конечно в несколько однобоком амплуа большей частью — это немного расстраивает.

    Но все равно он чертовски хорош, пусть и еще один Вор в еще одной ленте о том времени.

     

    1. Ева Григорьева 1 октября в 12:58

      Согласна, Машков — настоящий мужик. Да, однообразен. Да, ничего нового. Кстати, в Крае он до конца не выложился. Не хватило его на эту роль, игра в Воре — не сравнить.

       

  3. Ольга 1 октября в 22:33

    Так точно подмечено про человечность и любовь к людям… А может поезд — это что новое, неизведанное, чего люди боятся и смотрят с восхищением? Ведь «это» не вписывается в узкий кругозор народа и, следовательно, все что для них ново — это странно и непривычно… просто боязнь неизвестности! Люди серая масса, «не демонстрируют индивидуальные черты, они — не личности, а обобщенные образы» (как пишет автор), люди боятся выделиться, быть индивидуальностями… Но не все! Просто потрясающее мысли на эту тему у автора, заставляют задуматься ))

     

  4. Алеся 2 октября в 10:07

    Посмотрела вчера фильм) Что-то в нём есть… но Машков может играть лучше… его Вор гораздо харизматичней и даже роль в сериале Ликвидация, и ту он сыграл на все 100%, а тут не дотянул немного. По моему мнению очень уж как-то напыщено сыграл неестественно. Все остальное просто сказка во всех смыслах этого слова. А природа какая? А «формула1») на паровозах? Из одного идет белый, а из другого черный дым… к чему бы это? А образы какие? Поедание медведя голодными озверевшими людьми??? А дальше все… край… так оно и должно быть! Безумно жалко Соньку, и даже Штольмана немного.
    Эротические сцены без грамма пошлости и вульгарности.
    Советую этот фильм обязательно смотреть в кинотеатре. На экране телевизора всё будет смотреться не так шедеврально. И выбирайте кинотеатр потише, без поедателей попкорна и тупых малолеток которые хихикают над обнаженным телом и сидят с кислыми рожами, тогда когда нужно улыбаться тонкому юмору автора.

     

  5. Карина 2 октября в 19:13

    Да, действительно в этом фильме, отнюдь что и есть, так это собирательные образы, чеховских героев, это конечно смотриться очень занимательно, впечатление тогдашнего времени и погружение в мир русской классики… Сюжетная линия поражает обогрываемостью актеров, просто Браво и молодцы)

     

  6. Ангелина 5 октября в 17:58

    Фильм очень понравился. Понятно, что вся прелесть русской глуши — попытка угодить западному зрителю, но всё же душа чувствуется, русских цепляет не меньше. С таких фильмов и должно начаться возрождение родного кинематографа. С любой стороны сильный фильм: бюджет — на месте, актёрский состав — замечательный, режиссёр — пожалуй самый лучший из всех ныне работающих в России. Фильм отличный!

     

  7. Александр 13 октября в 00:01

    Для меня фильм оказался на 4 из 5-ти. Если бы не Машков, то фильм, скорее всего  вообще бы не смотрелся. Как всегда на высоте отыграл Александр Баширов. Настоящий мастер эпизода. Короче для одноразового просмотра. Мое мнение.

     

  8. Виктор 15 октября в 12:51

    Фильм спонсировало ОАО "РЖД" это я к тому, что сам работаю машинистом тепловоза и даже не много завидую Машкову, так-как на паровозе ни разу не ездил. А фильм отличный — советую посмотреть. Спасибо за внимание.

     

  9. Вячеслав 21 октября в 09:17

    Конечно, впредь подобные сюжеты были нам невиданны, это первый фильм своего рода! В основу сюжета легли "поезда" и гонки по встречной) Вряд ли где то еще можно будет увидеть паровозный форсаж)

     

  10. Bekir 27 октября в 14:46

    уважаю чужое мнение, но фильму 2 из 10, имхо.

     

  11. елена 29 октября в 06:49

    Уважаю и я чужое мнение, но фильм откровенно и неожиданно слабый.

    Мне кажется, А.Учитель попытался свести такие разные смысловые поля, которые требуют много энергии для того, чтоб сойтись органично, и вот энергии не хватило. Реализм послевоенного быта, сползающий в натурализм — это все довольно старательно, с широким охватом материала и хорошим знанием темы (хотя ляпы, по-моему, все-таки есть).

    И абсолютно сказочная история, очень надуманная — про девушку-немку, просидевшую 5 лет на острове, про внезапную любовь и т.д. Я не хочу сказать, что такого не бывает, бывает и не такое. Как известно, настоящая жизнь часто неправдоподобна.

    Но в фильме они так и остаются отдельными. Не создается то единство (такой себе художественный мир), который оправдывает любую неправдоподобность, потому что несет на себе несомненное клеймо правды.

     

  12. Людмила 5 ноября в 22:16

    Посмотрела и я широко разрекламированный фильм «Край». Я ожидала от него большего, хотя фильм запоминающийся и своим необычным сюжетом, и игрой актеров, и реалистичностью послевоенного времени.

     

  13. aleksei 20 ноября в 19:20

    всем привет. я не видел этот фильм но после того как прочитал описание. посмотрю обязательно. спс большое. мне кажется это самый удачный фильм наших продюсеров.

     

  14. Дмитрий 26 декабря в 21:21

    Хороший фильм, жизненно сделан. Плосковат немного, а так даже понравился. Машков конечно хорош, фильм вытаскивает.А правда ли что на Оскар его собираются отправить?

     

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.