О серьезном – резко, о прекрасном – изящно, о жестоком – наглядно, о реальном – правдиво. Другими словами, Сильверу, безусловно, есть резон гордиться своей последней работой. Это – триумф, полный триумф! Крайне редко такое случается: вроде и тянет отличиться ноткой критичности, только вот негде оную взять – не сыскать!
Я, признаюсь, давно ждала появления фильма подобного рода. Даже засомневаться успела в том, что сегодня таки могут снимать объективно отличное кино. В одном — идея свежа, да реализация хромает. В другом — актер переднего плана бездарной игрой все впечатление портит, хоть и хороший фильм, стоящий. Бывает и так, что схалтурить создатели успевают буквально во всем: сюжет никакой, реализация убога, актеры посредственны, оператор, по ходу, пьян. Чего греха таить: именно последний вариант чаще всего и встречается в современном синематографе, причем не только у наших, извечно «бюджетных», не обласканных ни государством, ни спонсорами кинематографистов, но и у западных. Кино стали делать, простите, ногами.
«The Bang Bang Club» был отснят явно другими конечностями, причем даровитыми. Даже не могу себе представить, что кому-то (убогих я сейчас вообще не в расчет не беру) данная картина может не понравиться. Пусть жанр социальной драмы с документалистстким уклоном и философским подтекстом отдельно взятому зрителю и чужд, но даже такой обыватель не сможет назвать новый фильм Сильвера неудачным. Максимум критики – «не моё».
Снято динамично, зрелищно, эстетично, захватывающе. Можно перечислять эпитеты пачками, а можно написать один, который объемлет все разом: ГРАМОТНО.
Именно грамотно снят «The Bang Bang Club». Идея – актуальная, интересная именно сегодня в условиях возникновения новых африканских эксцессов: о стихийности, противоречивости, жестокости, бессмысленности гражданских войн, о сложности и неоднозначности менталитета «черных» братьев, о проблеме «случайных» убийств журналистов в «горячих точках», о расизме, как явном, так и мнимом, об искусстве, о границе между эстетикой и кощунством.
Реализация просто шедевральная: интеллектуальная операторская работа, качественный монтаж, интересное и максимально достоверное переизложение реального сюжета об авантюристах, пройдохах, безбашенных храбрецах и истых художниках – четырех фотокорреспондентах из «Бах-бах клуба», зрелищные массовые сцены, органично слившиеся с ролями актеры. В мелочах – тоже не придраться. Музыка сливается с картинкой, картинка — с персонажами, персонажи — с действием. Все едино, все красиво, все грамотно.
Я понимаю, что меня сейчас легко можно заподозрить в субъективизме. Уж коли профессиональные киношные критики, и те грешат сим, то что говорить обо мне, рядовом зрителе с претензией на умение рецензировать? В доказательство того, что новый фильм Сильвера хорош объективно, а не только по моему личному мнению, я кое-что проясню.
«The Bang Bang Club» Стивена Сильвера выйдет в российский прокат только к зиме этого года. В Интернете пиратских «подарков» пока тоже можете не искать: их там нет, я вас уверяю. Фильм мне удалось посмотреть на английском языке, обнаружив онлайновую версию продукта на одном из американских порталов. Кстати, сделать это было крайне непросто. Насколько я знаю, в Америке показ новинки был ограниченным.
Я, признаюсь, — не знаток укорочено-перековерканного американского «инглиша», поэтому многие эпизоды фильма мне приходилось то и дело перематывать, вслушиваться в голоса персонажей, чтобы следить за сюжетом. Сами догадайтесь, как это мешало воспринимать кинопроизведение. И тем не менее, я признаю его глубоким, насыщенным, интеллектуальным, завораживающим, сильным и тонким. Если мне, алкоголически-запойному любителю отечественного философичного арт-хауса, пришлась по душе американская новинка без перевода о южноафриканской гражданской войне с перестрелками, взрывами и другими, чисто «боевишными» моментами, то не это ли доказывает объективность моих восторженных похвал?
«The Bang Bang Club» — кино многогранное. С одной стороны, это – художественная обработка реальных событий с невымышленными героями, пулями, фотографиями, поступками, даже фразами, созданная, между прочим, документалистом. Отсюда – жизненность, близость событий, просто запредельная его реалистичность! С другой стороны – это кино о социальных проблемах: о пресловутом апартеиде в ЮАР, об отношении мировой общественности, сторонников политики, посторонних наблюдателей и «цветных» к попытке упорядочить всех и вся, «разложить по баночкам».
«The Bang Bang Club» также – кино о культе фотографии. Снимки четырех фотокорреспондентов, главных героев киноленты, – это отдельный самостоятельный образ в кинопроизведении, причем образ далеко не второстепенный. Фотография в фильме являет собой уникальное творение, бич и шедевр, средство и цель. Она наиболее точно копирует внешнюю сторону жестких событий, явлений, но умалчивает о другой – внутренней, смысловой. Снимок обнажает реальность, а вернее, внешнюю ее сторону, но ничего не объясняет, оставляет в неведении. Так, фото, которые делали лихачи из «The Bang Bang Club», приносили славу и упреки, деньги и аресты, пули и награды, крах стереотипов и изменение общественной точки зрения. Фотоснимки рождали вопросы, сомнения, претензии, споры.
Что же такое фотография? Искусство, эстетика реальности во всех ее проявлениях? Даже если она забрызгана кровью, обглодана голодом? Даже если речь идет о детях, насилии, горе, смерти? Или же всего лишь средство передачи информации миру, человечеству, призыв бороться с уродливыми и дикими явлениями жизни? И кто такой фотограф: художник, бесстрастный творец, замечающая красоту в смерти, равно как и в жизни, или человек, который не может не сострадать, видя голодающего ребенка, не может стоять в стороне, если убивают другого человека? Который своим фотокопированием этих ужасов стремится донести весть о них людям?
Сильвер не отвечает на этот вопрос. Фотографии заставляют задуматься, но не дают ответов на все интересующие вопросы. Так и кинолента «The Bang Bang Club»: трогает, вдохновляет, впечатляет, расстраивает, будоражит и… оставляет вас наедине с собой и своими мыслями.
Мне кажется, что уже сейчас можно говорить о неоднозначности восприятия этого фильма зрителями. Мои познания английского не столь велики, чтобы смотреть фильм в оригинале, так что буду ждать переведенной премьеры. А пока, посмотрев пару отрывков и трейлеров, соглашусь, что фильм сделан качественно, однако его смысловая нагрузка пока вызывает двоякое восприятие. Прежде всего, фильм показывает трагические события, только вот осознания трагичности главными героями я пока не увидел: не понимаю, как можно смеяться, прыгая под градом пуль; спокойно фотографировать горящего человека, даже не пытаясь ему помочь или снимать умирающего от голода мальчика, с завороженным лицом от красоты полученного кадра. Возможно, эти парни действительно делали великое дело, донося все эти ужасы людям, однако сами они были монстрами. Может, фильм еще расскажет об их перевоспитании, а может, и нет. Не зависимо от этого, верю, что после просмотра, можно будет много о чем подумать, а я люблю фильмы, заставляющиеся задумываться, так что большой и жирный ему плюс.