После просмотра стоунской новинки я несколько минут усердно пыталась выискать в своей памяти, зачем я вообще ходила сегодня в кинотеатр? Почему именно «Уолл стрит 2»? Какая может быть связь между мной, провинциальной журналисткой, весьма смутно вспоминающей, что там про финансовый центр Америки говорили школьные учебники по истории, и кинематографической лентой про биржи, торги и трейдеров? Стыдно признаться, но только дома, вернувшись из кинотеатра, я отыскала информацию о первой части картины, снятой Стоуном аж в 1987 году. И это несмотря на то, что первый «Уолл стрит» был отмечен Оскаром и вошел в хроники лучших кинематографических произведений в истории американского кино.
Ну, не смотрела я первую часть фильма, признаюсь. Да, даже не слышала о такой картине, а на вторую часть пошла только из-за привлекательной афиши, долгое время висевшей на фасаде супермаркета рядом с моим домом. Роясь глубоко в подсознании, я вспоминала о том, что такое Уолл стрит, а второе название – «Деньги не спят» убеждало меня, что в кинотеатре я увижу захватывающее видео об экстравагантных мошенниках, сексуальных спекулянтах и ворах, которые ловко делают сумасшедшие деньги практически из воздуха. Я не ожидала ничего сверхъестественного, хотя имя Оливер Стоун казалось мне знакомым, но я не могла припомнить ни одного, просмотренного мною, его фильма.
Первые шестьдесят минут я с усиленным вниманием следила за довольно медлительным и дотошным сюжетом. Ходят люди в солидных костюмах, говорят на совершенно незнакомую мне тему, употребляют непонятные мне термины. Через час всех этих «оффшоров», «инсайдов» и «трейдеров», я уже стала потихоньку догадываться, что попала совершенно не на тот фильм. Но признаться в своей невежественности безумно не хотелось, поэтому я еще усердней напрягала свои глаза и уши, вникая в суть происходящего. К концу фильма, нужно сказать, с горем пополам у меня это получилась. По крайней мере, следующие шестьдесят минут я уже не сидела с таким отсутствующим выражением лица, и даже стала коряво улыбаться, заметив экстравагантную шутку режиссера.
Начиная описывать свои впечатления, мне хотелось выискать хоть что-то позитивное, на что можно было бы сослаться, описывая положительные стороны этого довольно интеллектуального кино. Но у меня это не получилось, как я не старалась. «Уолл стрит 2» показался мне невероятно дотошным, местами нелепым и очень сильно напыщенным фильмом. Причем все эти качества проявились в самой худшей из своих сторон и совершенно не к месту. Например, там, где стоило бы добавить динамики, сценаристы растягивали действие до невозможности, до сведенных скул, а где можно было остановиться, дать зрителю обдумать происходящее, гнали дальше по принципу «не понятно? – до свидания».
Основная мысль ленты, которая стала известна еще в начале фильма после лекции Гекко, впоследствии практически не развилась. Крутили-вертели, мудрили-извращались, а смысл, так или иначе, остался тем же: «Люди заразились спекуляцией, и рано или поздно эта ужасная болезнь их съест». А нужно думать о будущем: лечить людей, а не втюхивать им дома, закладывая то одну, то другую недвижимость в надежде получить прибыль, вкладывать миллионы в проект защиты ресурсов планеты, а не наживать из них миллиарды – в некоторых моментах Стоун наивен, прямо до крайности.
Как-то уж очень просто у режиссера удалось создать финансовый кризис. Трудно поверить, что одна, пусть даже премного солидная, инвестиционная компания смогла добиться финансового «конца света». И пока все в панике и бьются в истериках, все точки над і ставит одна-единственная статейка на интернет сайте с подачи скромного трейдера. Прям фантастика какая-то!
Делая некоторый акцент на человечности, душевности, Стоун как бы и пытается работать в этом направлении, и, вместе с тем, совершенно не раскрывает их в фильме. Неожиданная доброта Гекко и сентиментальная привязанность к еще не родившемуся внуку вообще кажется бредом. Любовная линия Джейкоба и Уинни кажется пустой и бесчувственной. Образы в фильме практически не раскрыты.
Признаюсь, что наверняка сейчас толкаю свою, сугубо субъективную, точку зрения на фильм, но у меня есть один аргумент в защиту себя. Это количество сонных недовольных зрителей, выходивших вместе со мной из кинотеатра. Деньги, быть может, в новом фильме Стоуна и не спят. А вот в кинозале многие, увы, заснули.
Фильм пока не смотрел. После такого описания не уверен, что буду смотреть. Так часто кино, которое называют интеллектуальным, на поверку оказывается глупой нудятиной, что не хочется рисковать потратить свое время зря.