Будучи беременной я во время одной прогулки стала свидетелем одной неприятной картины. Одна мамочка кричала на своюдочурку так, что ёё слышала вся улица, наверное. В тот момент это меня так зацепило, что я дала себе слово никогда так не кричать на своего ребенка. Я даже не могу представить, что нужно ребенку сделать, чтобы вызвать такой крик, чтобы устроить такую сцену на улице? Я не сторонник такого воспитания!
Для моего малыша самое страшное, если я его наказываю или ругаюсь. В такие моменты он подбегает ко мне, обнимает меня за ноги и так жалобно на меня смотрит, что я чувствую себя очень виноватой перед ним. Ведь именно после того, как я немного поругаюсь на него, мне кажется, что это был не выход из положения, и нужно было поступить иначе. Хотя на следующий день или через несколько часов он может спокойно еще раз повторить то, за что я на него перед этим ругалась. В такие моменты, хочется еще раз поругать, но понимаешь, что это не поможет. Нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, почему так нельзя делать и что из этого может получиться. Я с мужем отношусь, наверное, к тому типу родителей, которые хотят четко объяснить и дать понять ребенку, что делать можно и почему, а что нельзя. Моему сыночку только 1 годик и 5 месяца, но он прекрасно понимает, что делать не стоит, ведь родители будут ругаться. Это стоило многих нервов, сил и терпения, но сейчас я прекрасно понимаю, что это того стоило. Итак, вот как у нас всё начиналось.
Проблемы поведение у нашего сыночка начались после того, как он научился ползать. Я бы даже проблемами это не назвала. Просто он так познавал всё окружающее. Началось всё с открывания нижних шухляд тумбочек и подергивания штор и тюлей. Мы с мужем прекрасно понимали, что запрещать что-то сейчас будет несколько неправильно, потому что ребенок только начал познавать мир. Поэтому мы пока ничего не запрещали, а комментировали вслух его действия и рассказывали о результатах. Например, если малыш дергал за шторы, то он всегда слышал от мамы или папы, что если он будет сильно дергать за шторы, то они могут порваться, и мама будет ругаться или может упасть карниз и ударить Кирюшу, отчего ему будет больно. Ребенок, конечно, не переставал дергать за шторы моментально, но его движения становились аккуратными, он делал это максимально осторожно и даже нежно. Если он открывал дверцы тумбочек, то всегда слышал о том, что в тумбочке лежат вещи для взрослых и он еще маленький, чтобы ими пользоваться. И таким образом, постепенно он начал понимать, что это трогать мама с папой ему не разрешают, и терял к нему интерес.
Постепенно период ползания плавно перешел в период ходьбы. Здесь всё уже было гораздо труднее объяснить, чем раньше. Но как в результате оказалось тоже вполне возможно. Необследованных и непознанных вещей стало гораздо больше, следовательно, и уроков добавилось. Обследование и изучение территории началось из осмотра содержимого шкафов и тумбочек. В тумбочках было найдено массу маминой и папиной косметики, книжек, журналов и всего прочего. В шкафах обнаружено одежду и белье. Началось исследование обстановки на кухне и других комнатах в доме. Вот тут-то и «пошло в ход» слово «НЕЛЬЗЯ», которое до этого ранее никогда не упоминалось. Этим словом мы с мужем обозначали те вещи, которые предоставляли некую опасность и то, что не нужно трогать никогда в любом возрасте. Например, мы говорили, что «Нельзя трогать свечу, если она горит». Сыночек сделал попытку не послушать родителей и понял, что это действительно трогать нельзя, потому что потом очень больно. Такая же ситуация была и с газовой плитой. Ему сказали, что «Нельзя трогать плиту, потому что она горячая», но, не послушав всех и сделав по-своему, понял, что это тоже трогать нельзя. Точно также мы объясняем и то, что «Нельзя брать чужие вещи и игрушки без спроса», «Нельзя обижать домашних животных». И теперь гуляя с детками на площадке или в песочнице, он не берет без спроса вещи у детишек, а спрашивает по-своему «мо». Запрещая всё это, мы аргументируем это тем, что никому так нельзя делать, даже взрослым.
Говоря сыночку «НЕЛЬЗЯ» свое требование я всегда подкрепляю соответствующей жестикуляцией и интонацией. Запрещая что-либо, никогда не улыбаетесь и не смейтесь, потому что ребенок не осознает то, что этого делать на самом деле нельзя, а воспримет как шутку что ли. Могу теперь с уверенностью сказать, что детки видимо, не могут постоянно помнить, что это делать нельзя, поэтому нужно напоминать малышу об этом время от времени. И раз уж Вы сказали, что что-то делать нельзя, то не отступаете от этого до последнего. Только так Вы сможете помочь понять своему ребенку, что можно, а что нельзя. Запрещать всё не нужно! Выберите действительно такие вещи, которые детям трогать нельзя, потому что если запрещать всё ребенок почувствует себя ущемленным. И обязательно сообщите о своих методах воспитания всем членам семьи, чтобы не получилось так, что мама запрещает что либо, а папа разрешает. Это приведет к тому, что малыш будет лучше относиться к одному лучше, чем к другому родителю.
Первое время после введения запретов, малыш очень сильно капризничал и нервничал. Ему явно не нравилось то, что ему что-то нельзя, в то время как родителям что-то из «нельзя» разрешалось делать. В такие моменты мы всегда успокаивали его, ласкали и спокойно объясняли, почему все-таки это не стоит делать. Очень часто случалось так, что сыночек делать то, что нельзя начинал из-за того, что он слишком разбаловался или хотел просто привлечь к себе внимание мамы или папы. А бывали случаи, когда он словно проверял нас на «прочность»: подходил к тому, что «нельзя» и, глядя в глаза, делал это. Если кто-то из нас обращал на это внимание, он наперекор делал по-своему, а если видел, что на него не обращают внимания, просто переключался на что-то другое. И еще помните, что ребенок не может сразу запомнить и осознать это самое «нельзя». Поэтому не срывайтесь ни в коем случае на ребенке, не наказывайте его! Детки не сразу понимают, что от них хотят взрослые, поэтому запаситесь терпением и стойте на своем до конца! Вскоре малыш будет понимать и без Ваших запретов, что можно, а что нельзя.