Со времён «Жандарма из Сен-Тропе», «Шербургских зонтиков» и «Профессионала» французское кино мало изменилось. Появились, конечно, новые поколения актёров, режиссёров, сценаристов, способы съёмки, спецэффекты. Но главное осталось неизменным – французский стиль, который бережно проносится сквозь поколения кинематографистов. Стиль – как показатель стабильно высокого качества кинопродукта, хотя звучит это определение и цинично. И стиль – как совокупность индивидуальных особенностей кинопроизводства. Это неуловимое «французское» в кино пронизывает каждый жанр. Пять самых ярких представителей жанра за последние 3-4 года и будут предметом обзора. Места на этом символическом пьедестале не распределены, в каждом фильме есть своё уникальное, но эти фильмы действительно достойны внимания.
Итак, комедия по-французски – это практически всегда комедия положений. Сценарист ставит героя в комичные (или не очень) жизненные ситуации, а герой по мере сил и способностей с ними справляется. Сейчас этот процесс доведён до совершенства, иногда напоминающий конвейер. Впрочем, с неизменным качеством, а при наличии этого факта даже конвейер производит штучный товар.
Как жениться и остаться холостым
Год: 2006
Режиссер: Эрик Лартиго
В ролях: Ален Шаба, Шарлотта Генсбур
Всё в этом фильме идеально французское. Герой – 43-летний холостяк, героиня – обворожительная брюнетка «чуть за 30». Его семья хочет его женить, она – хочет усыновить ребенка. И хитрый план героя прекрасного комедийного актера Алена Шаба ускользнуть от женитьбы при помощи героини Шарлоты Гинсбург и есть основа сюжета. Далее следуют именно те самые комичные ситуации, с присущими только французам ужимками и неподражаемой мимикой.
По ту сторону кровати
Год: 2008
Режиссер: Паскал Пузаду
В ролях: Софи Марсо, Дани Бон
Тема «поменяться местами» не нова и много раз использована в кино, где-то успешно, где-то нет. В этот раз весьма успешно. Семейная пара решает поменяться ролями в жизни, совершенно во всем, вплоть до стороны кровати. Тут всё ясно и предсказуемо, но живо, искренне, с хорошими актерами и добротными шутками.
Нет секса – нет денег
Год: 2007
Режиссер: Александра Леклер
В ролях: Кристиан Клавье, Натали Бэй
Брак Жан-Пьера и Одиль со стороны идеален, только вот спят они в разных спальнях. Следуя совету своего недалекого шофера, измученный муж ставит жене ультиматум: «Нет секса – нет денег». Даже такая тонка тема, как секс у французов получается легкой и совсем не пошлой. Как они это делают, умудряясь еще и пошутить, большая французская тайна.
Гость
Год: 2007
Режиссер: Лоран Буник
В ролях: Даниель Отой, Валери Лемерсье, Тьерри Лермитт
Тьерри Леммит и Даниель Оттой уже снимались в паре в известной комедии «Хамелеон». В основе сюжета «Гостя» немного эксцентричная семейная пара, как это уже привычно у французов, их всезнающий сосед и держащий в напряжении половину фильма таинственный гость. Прекрасный представитель французского юмора, изящного даже при своей легкомысленности.
Однажды в Версале
Год: 2009
Режиссер: Бруно Подалидес
В ролях: Дени Подалидес, Жозиан Баласко, Матье Амальрик, Катрин Денёв
На фоне солнечного денька в Версале разворачивается история любви. Потрясающая тонкая история, сотканная из нитей-сюжетов. Наблюдать, как связаны все персонажи, как они проводят обычный день обычной жизни – настоящее удовольствие. Приятное кино во всех отношениях.
Триллер по-французски – это реалистичное, жесткое, мужское кино. Всегда с максимальной достоверностью, брутальными мужчинами и красивыми женщинами. В таких фильмах понятия «добра и зла» практически всегда размыты, главный герой может совершать ужасные поступки, а злодеи проявлять благородство. Как в жизни. Стремление не подменить реальность фильмом, а отразить её – так же характерная черта французского стиля.
Однажды в Марселе
Год: 2008
Режиссер: Оливье Маршаль
В ролях: Даниель Отой, Жеральд Ларош, Катрин Маршаль
Негласное правило сознательного французского режиссера: хочешь хороший фильм, позови сниматься Даниэля Отоя. Правило работает в любом жанре. А в этом фильме в частности оно подтверждает само себя. «Однажды в Марселе» потребует некоторых эмоциональных затрат, но это и есть его главная прелесть. Один из лучших представителей жанра за последние годы, с крепким сценарием, режиссерским контролем и впечатляющей актерской игрой.
Враг государства №1 и Враг государства №1: Легенда
Год: 2008
Режиссер: Жан-Франсуа Рише
В ролях: Венсан Кассель, Сесиль де Франс, Жерар Депардье, Людивин Санье
Байопик в двух частях о легенде французского криминального мира 70-х годов Жаке Мерине. Потрясающая работа Венсана Касселя, ответственный подход к делу режиссера Жана-Франсуа Рише, который так же выступил в роли сценариста - с такими показателями в будущем фильм о легендарном грабителе банков сам станет легендарным.
Встречное расследование
Год: 2007
Режиссер: Франк Манкузо
В ролях: Жан Дюжарден, Лоран Люка
История идеально подходящая для триллера: убита девочка, дочь полицейского. И эта трагедия пронесена сквозь каждую сцену, каждую реплику. Весь фильм подчинен угнетающей атмосфере этого события. И только привыкаешь к тому, что всё идет своим чередом, каждый день пропитан унынием и бессмысленностью случившегося, как финал резко и при этом просто ставит всё на свои места. Если посмотреть в подходящем настрое, такое кино надолго остается в памяти.
Пророк
Год: 2009
Режиссер: Жак Одиар
В ролях: Тахар Рахим, Нильс Ареструп, Адель Беншериф
После номинации криминальной драмы Жака Одиара «Пророк» на премию «Оскар» об этом фильме говорят и пишут много. Хотя про по-настоящему хороший фильм сказать действительно бывает нечего. Много говорить можно о недостатках, погрешностях в сценарии и прочем, а когда говоришь «отличное кино» и добавлять ничего не нужно. «Пророк» — именно этот случай.
Второе дыхание
Год: 2007
Режиссер: Ален Корно
В ролях: Даниель Отой, Моника Беллуччи, Мишель Блан, Жак Дютрон
Прекрасный стилизованный криминальный триллер с как раз упомянутыми «брутальными мужчинами и красивыми женщинами». Брутальный мужчина тут Даниэль Отой, а женщина – Моника Белуччи. Гангстеры, сигары, приглушенный свет, старые машины 50-х годов. Кропотливая работа, до мелочей продуманные декорации, костюмы, прекрасный сценарий – шедевр нуара от французского классика Алена Корно.
Французская драма. Это драма в самом истинном её значении. Все кино Франции вообще пропитано романтикой, как и сама страна. Тут всегда много музыки, женщины любых возрастов прекрасны. Они несчастны, но улыбаются, плачут от счастья, громко кричат, бьют посуду, выкидывают вещи мужей из окон. Мужчины ревнивы, но галантны, носят шарфы и даже иногда женщинам предпочитают мужчин. Эмоциональность, чувства в максимальном проявлении – это присуще самим французам, поэтому это есть и в кино.
Скафандр и бабочка
Год: 2007
Режиссер: Джулиан Шнабель
В ролях: Матье Амальрик Эмманюэль Сенье, Мари-Жозе Кроз
Этот фильм, снятый по рассказу Жана-Доминика Боби, наградили главным призом Каннского фестиваля за лучшую режиссуру в 2007 году, правда режиссер – известный американец Джулиан Шнабель, а так же «Золотым глобусом» того же года за лучший фильм на иностранном языке. Рассказ Жана-Доминика Боби, редактора журнала ElleFrance, – рассказ о самом себе. Вся эта история реальна и произошла в 1995 году, когда с ним случился инсульт. В возрасте 43 лет он оказался полностью парализован. Написать этот рассказ Жан-Доминик смог только с помощью левого глаза, которым подмигивал при названии сидящим рядом человеком нужной буквы алфавита. И этот фильм – дань его несломленному духу.
Коко до Шанель
Год: 2009
Режиссер: Анн Фонтен
В ролях: Одри Тоту, Бенуа Пульворд, Алессандро Нивола
Прошлогодний фильм-биография великой женщины Коко Шанель по праву является прекрасным образцом французского кино. К лучшим традициям костюмных мелодрам добавилась интересная история реальной героини. Похвалить стоит и Одри Тоту, в этом фильме она, наконец, показала, что выросла из образа Амели, что может сыграть множество оттенков человеческих эмоций.
Париж
Год: 2008
Режиссер: Седрик Клапиш
В ролях: Жюльет Бинош, Ромен Дюри, Фабрис Лукини, Альбер Дюпонтель, Мелани Лоран, Франсуа Клюзе
Целое созвездие именитых французских актеров в этой истории из жизни простых жителей французского мегаполиса. Маленькие истории обычных людей, очередное признание в любви Парижу и парижанам. Вроде и ничего особенного, а эстетическое удовольствие неимоверное.
Жизнь в розовом цвете
Год: 2007
Режиссер: Оливье Даан
В ролях: Марион Котийяр, Сильви Тестю, Паскаль Греггори, Эмманюэль Сенье
Еще одна блестяще экранизированная биография еще одной великой француженки Эдит Пиаф. Настоящий звездный час для Марион Котиар, увенчанный «Оскаром» и «Сезаром» за лучшую женскую роль. Яркий, насыщенный, эмоциональный фильм не только о судьбе Пиаф, а о целом поколении творческих людей её времени.
Не оглядывайся
Год: 2009
Режиссер: Марина де Ван
В ролях: Софи Марсо, Моника Беллуччи, Андреа Ди Стефано, Тьерри Новик
Стоит сразу отменить блестящий дуэт двух неповторимых актрис: Моники Белуччи и Софи Морсо. Наблюдать их вместев одном фильме уже большая удача, а в этом случае удача двойная, потому что и сам фильм достоин самых лучших эпитетов. Это скорее драма с элементами психологического триллера от режиссера и сценариста арт-хаусной драмы 2002 года «В моей коже» Марины де Ван. Интрига сюжета держит до самых последних минут, лучшего комплимента и придумать нельзя.
Такие фильмы характеризуют французский кинематограф последних трёх-четырех лет. Возможно, есть более известные ленты, которые можно было бы смело вставить в этот список, он отчасти субъективен. Однако, известность – признак качества не самый первый, поэтому стоит смотреть кино и экспериментировать. Особенно с кино Франции.