Спокойно, можете облегченно выдохнуть: никакой революционной вехи в кинематографе недавно вышедший фильм Кристофера Нолана не создал. Хорошее кино, хороший актерский состав, хороший сюжет и неплохая его реализация. Не более.
Все это совершенно неудивительно, ведь мастер памятного «Темного рыцаря» сам неоднократно признавался, что основную концепцию своей новой картины он просто-напросто украл. Находясь под порядком затянувшимся впечатлением от культовой «Матрицы» и динамичной саги о Бонде, Кристофер Нолан сумел осуществить давнишнюю мечту о создании картины, которая бы потрясла сознание зрителя. Сознание вперемешку с подсознанием.
Так долго ожидаемый фильм лета, действительно, оказался таковым: яркой и впечатляющей на один сезон картиной. Шаблоны, конечно, не сокрушил, но внушительный след в воображении среднестатистического зрителя оставил. И хотя ещё задолго до появления картины продажа футболок с изображением «дрим мэшин» позволила находчивым торговцам порядочно нажиться на прибыльном эффекте ожидания неожидаемого, вряд ли эти футболки будут носиться более одного сезона. Хороший фильм, нечего сказать, но народ, по привычке своей, ожидал большего.
Итак, «Начало» режиссера Кристофера Нолана, датируемое 2010 годом. Название говорит само за себя: режиссер стремится положить начало чему-то новому в кинематографе. Новый жанр – научно-фантастический экшн – по сути, не нашел себе четко обозначенных границ. Научного оказалось предательски маловато, зато привычной фантастики в духе «реальность/ирреальность» хватило с головой. В вполне реальном мире главных героев существует иной, мир сновидений. Подобно нереальной «матрице» и кровавым картиночным сновидениям с улицы Вязов, в нолановском мире сновидений можно порядочно «влипнуть», вплоть до самого печального исхода. С одним только отличием: если умираешь в сновидении, то не умираешь в реальности, а впадаешь в ещё более глубокий летаргический сон. Короче говоря, спать, как обычно, очень опасно, проснуться очень непросто. Главная опасность – угроза забыть, что спишь, поверить в вымышлено построенную «архитектуру» сновидения. Кстати, именно этим и занимается команда под руководством Дома Кобба – главного героя ленты. Первоклассные архитекторы, они сознательно выстраивают архитектурные ансамбли подсознания, вмешиваясь в естественную работу человеческого мозга во время сна. Возможность изменять мнение человека, его представление о некоторых вещах архитекторы сновидений используют в различных целях.
Основная сюжетная линия закручена вокруг сновидений богатого наследника, который никак не может разобраться в проблемах «отцов и детей», даже после смерти собственного отца. В эти переплетения сновидений входит ещё один сон, принадлежащий главному герою картины. Полноценно строить архитектору снов своего клиента главному персонажу мешает чувство вины из-за смерти любимой жены: Америка просто не поняла бы режиссера, если бы тот не включил лирическую линию любви-гибели-вины-прощения в свой фильм. Именно поэтому образ сиганувшей с небоскреба жены Дома Кобба навязчиво появляется в каждом сновидении, мешает осуществлять планы, всячески пакостит, хотя, по сути, является всего лишь творением подсознания главного героя.
Для того чтобы определить, находишься ли ты во власти сна или все вокруг происходит в реальности, нолановская концепция фильма предлагает следующий рецепт: вспомнить начало происходящего, как ты оказался в данном месте и в данный час здесь. Начало сновидений человек по обыкновению забывает, и именно этим с успехом пользуется главный архитектор снов фильма, Леонардо Ди Каприо в образе. Но избавляться от веры в существующую жену, пусть даже в ирреальности сна, Дом Кобб отчаянно не желает. Конечно же, в конце герою таки придется столкнуться лицом к лицу со своими страхами и переживаниями, и разгадка всей истории, конечно же, будет крыться в роковом поступке из прошлого самого главного героя, а пока все как обычно: перестрелки с коварными проекциями (что-то вроде агентов из «Матрицы»), сложные переплетения сновидений, погружение спящих героев в еще один сон, потом в ещё один, и так далее, по принципу матрешки.
Каждый эпизод фильма довольно динамичен. В этом плане режиссура «Начала» — на твердую пятерочку. Финальная развязка из снов, погруженных в другие сны, воистину завораживает. Картины разных снов сменяются молниеносно, но у зрителя не возникает чувства растерянности и непонимания происходящего. Для этого каждый сон имеет свой цвет: оранжево-красный, как кирпичного цвета обои гостиницы и красное дерево дверей, серебристо-голубой, как потоки дождя во время погони за выкравшим богатого наследника фургоном, ослепительно-белый, как снег во время сновидения в горах.
«Начало» Нолана не положило начало нового жанра в кино, но тем не менее, категорично отрицательных отзывов о фильме ждать не придется. Режиссеру браво, актерам бис, вот только Ди Каприо в фильме немного огорчил: холоден и безучастен, не зря ещё в прессе никак не отзывался о своей новой работе. Это единственный недостаток, замеченный мною, в остальном, картина оказалась премилой.