Это не случилось в одночасье, женщины-режиссеры были всегда, не всем из них, правда, удавалось подержать в руках заветные призы.
Утро героини
Знакомьтесь, вот она – первая американская «оскаросная» режиссер вместе со своим «оскаросным» папашей.
Праздничные будни героини
Оставим флуд про «яблочко от яблони» и природу, отдыхающую на детях гениев. Софию Копполу уже признали, от нашего благостного согласия или категорического несогласия ничего не изменится. Что делают «умные люди», когда не могут изменить ситуацию? Они меняют свое отношение к ней. Стало быть, надо разобраться без эмоций, в чем тут порылась собака.
Рабочие будни герини
Сразу споткнемся – без эмоций не получится, ведь это женская режиссура.
Уже давно никто не сшибается лбами по поводу ведущего характера мировой культуры – он у нас общий – «маскулинус», т.е. мужской, и фаллос, олицетворяющий оплодотворение и дающий жизнь, и логос, начинающий все – суть атрибуты нашего способа познания и понимания. Эмоции, как и положено, идут рядом на полкорпуса сзади. Анализ, динамика, тезис, антитезис, причина, следствие, герой, антигерой, завязка, развязка…и только потом, как следствие - слезы, экстаз, катарсис. Не так ли?
Возвышающийся европейский тип ("Трудности перевода")
Культура тоже здесь, и подобные кинотребования ясно различимы во всех жанрах. Все остальное – арт-хаус – кино не для всех.
Так и фильмы С.Копполы большинство критиков относят не к массовому кино. (Хотя «Трудности перевода» превзошли ожидания по зрительской отзывчивости на ленту).
Ее первый фильм «Девственницы-самоубийцы» отличился сразу – в Каннах в 2000году.
Вот они — красивые и живые
Мутная история, где все пять сестер-подростков в течение небольшого количества времени кончают жизнь самоубийством, якобы бросая вызов своим родителям, да и всему миру в своей несвободе.
Началось… Первая..
Фильм тянется долго, иногда мучительно долго, ждешь-ждешь следующего кадра, словно поясняющего ответа из уст плачущего ребенка. Давит ощущение, что тебя держат за руку и заставляют рассмотреть нечто, что давно уже мелькало как привычно-бесполезное, буднично-обязательно-блеклое. Сюжеты фильмов С.Копполы просты и незатейливы, а сценарии все сплошь мудреные и навинченные.
Видеоряд всегда живописен, иногда нехитрый как картины примитивистов или фовистов, иногда навязчиво-символичен. Правда без нарочитой яркости свойственной авангарду начала прошлого века.
Но самое отличительное в фильмах С.Копполы – это время. Категория времени в киноискусстве – одна из основных. Существует даже три вида времени в кино, из которых и состоит общая временная конструкция любой ленты – это время реальности, о которой идет речь, сюжетное время (собственно, время фабулы) и время самого зрителя (длительность восприятия).
"Где-то"
Разумеется, в кино все начиналось с реального времени – эмпирической реальности, затем начались игры с сюжетным временем – нарушения хронологии, сжатия, фрагментирования и проч.
"Трудности перевода"
Так что же делает со временем С.Коппола? Можно было бы сказать, что она возвращается к эмпирическому времени – например, герой ленты «Где-то» долго ходит, и долго сидит, курит и пьет пиво почти столько же минут, сколько на это уходит у человека в реальной жизни.
Отсюда складывается впечатление, что фильм затянут и нуден.
Однако, заявленная в начале ленты повторяемость – машина кружит по кругу, попадая в статичную камеру регулярно и в одном и том же месте – это обнажение приема автора. Так будет подан весь материал фильма. Значит, акцентируется время как прием вовлечения зрителя в действо и педалируется именно длительность восприятия. На фоне всеобщего увлечения киношными «аттракционами» зрелищности, поражающими воображение и сознание, подобные эксперименты со временем выглядят неожиданно-странными.
Справедливости ради надо сказать, что С.Коппола и здесь не первая, и единственная, это уже почти ставшая классикой традиция, идущая от отечественного соцреализма, итальянского неореализма, французского постмодернизма. Просто все «тормозят» (задерживается время) на своих «точках». У С.Копполы – это специфически женские «болевые» точки, для пущей неясности, закрученные в алогичные сюжетные перипетии и столкновения.
Истина проглядывает здесь не через объективность или абсурд, парадоксальность или анализ, а через смесь всего вышеназванного в особенной женской логике.
Может это станет революцией в кино и в жизни, когда женщина сумеет приостановить несущийся поток, вцепившись вам в рукав и бормоча невнятное и не поддающееся быстрому продуктивному анализу логики «а ля маскулинус»?
Не хочу критиковать, но она не "оскароносный режиссер", а оскароносный сценарист)) Будучи и сценаристом и режиссером, оскар она получила именно, как сценарист, но возможно в скором времени, она его получит и как режиссер.
Мне София очень нравится: умная, талантливая, стильная. Представляю, как отец ею гордится. Хотя будем откровенны, фильм "Где-то" — не шедевр.