В жизни есть главное и неглавное. Будучи детьми, мы все инстинктивно ощущаем это. Главное – это просыпаться от солнечных лучей, маминого голоса, звуков дождя. Быть счастливым просто потому что лето или зима, просто оттого что любишь ты или любят тебя. Оттого что впереди – большая жизнь, прекрасная и загадочная.
С возрастом мы теряем это великое знание – его заменяет что-то другое, неглавное. В непрерывной погоне за едой, удобствами и удовольствием люди уже и не помнят, ради чего все это затевалось. Но рано или поздно наступает момент, когда что-то или кто-то заставляет нас остановиться и задать себе вопрос – зачем я живу? Одно из таких событий – новый фильм Терренса Малика «Древо жизни».
Мальчик Джек (Хантер Мак Кракен) родился в американском раю, где есть полный набор нехитрых детских радостей – семья, большой дом, сад, добрая мать (Джессика Честейн) и строгий отец (Брэд Питт) – природное равновесие, такое незыблемое и такое шаткое одновременно. Каждый из родителей пытается объяснить ребенку тайны устройства мира так, как он его понимает. Но все теории оказываются несостоятельными перед болью и несправедливостью реальной жизни.
Через много лет уже взрослый и поседевший Джек (Шон Пенн) не может избавиться от наваждения «земляничных полян» своего детства. В окружении пейзажей из стекла и бетона он вспоминает свой потерянный рай — лужайки, радугу над газонами, бабочку на ладони матери и проповеди отца. Борьба за душу не окончена, она не кончается никогда.
Многих людей череда образов «Древа жизни» — сотворение мира под музыку Моцарта и Малера, прямые обращения к Библии, великолепные планы гениальной камеры Эммануэля Любецки – заставят вспомнить свои «поляны» детства и задуматься. Некоторые не смогут досмотреть фильм до конца – нет сюжета, скучно и динозавры непонятно зачем. Первым будет грустно и неуютно – это потому, что их живая душа еще может трудиться, думать и сострадать. А для вторых – в соседнем зале идет «Мальчишник-2».
Интересно было бы посмотреть… Но такой фильм, на мой взгляд, понравится далеко не всем. Нужно иметь определенное состояние души, чтобы смотреть киноленты такого жанра. Особенно хорошо они смотрятся во время депрессии. Но фильм явно хорош уже потому, что в нем засветился Бред Пит. Я думаю, в плохом фильме он бы не снимался.