Режиссёр: Виктор Гинзбург
Актёры: Владимир Епифанцев, Рената Литвинова, Михаил Ефремов, Андрей Панин, Андрей Фомин, Алексей Подольский, Валерий Николаев, Иван Охлобыстин, Роман Стабуров, Амалия Мордвинова
Россия, 2011
Скажу сразу, что роман «Поколение Пи» я раньше не читал, а специально прочел его перед просмотром нового фильма, сделанного по этому «шедевру интеллектуальной прозы конца 20 века» В.Пелевина. Поэтому считаю себя вправе говорить и о кино, и о книге (если хватит мозгов без всяческих грибов).
Я долго думал, за какую ниточку потянуть, чтоб раскупорить всю эту банку гремучей смеси. Начнем с константы – жанр. «Поколение Пи», родись оно ранее, было бы признано китчем, т.е. массовым искусством для избранных. Теперь оно попало в широчайшее русло постмодернизма.
По-простому говоря, можно без устали «цитировать» все прошлые достижения, смешивая их для собственного напитка. Ну, хотя бы очевидное: в 1991 выходит роман Д.Коупленда "Generation X. Сказки для ускоренного времени" о проблемах молодежи США, в1998 – роман М.Кундеры «Подлинность» (то самое identity, которое Пелевин хитро обставляет у себя, в виде «идентиализм как высшая стадия дуализма»), плюс бесконечные кастанедо – буддийско- теософские и даже пародийно-христианские мотивы. Еще, конечно, «дядюшка Зиги» со своим психоанализом, поставленный перед читателем в позу «Вау», ну, и на закуску Homo Zapiens(и вовсе смутная эзотерика) Есть там и переигрывание детективного сюжета из романа «Перемена мест» Л.Гурского (создание макетов двойников политиков и т.д). А прямое использование ненормативной лексики вызывает в памяти Венечку Ерофеева с его «Москва-Петушки». Можно добавить и из экономики – теория косьюмеризма, теория рекламы. Казалось бы, что плохого – сильная база укрепляет строение.
Но само строение строилось для стеба и все.
(У Пелевина есть еще один роман «Чапаев и Пустота». Так вот Пустота там – это фамилия героя, причем герой там в двух ипостасях). Так и здесь на месте всех теорий – пустота. Например, в психоанализе есть такое понятие – стадии психосексуального развития: оральный, анальный, генитальный. Эти наработки действительно используют в рекламе – из серии, кто что покупает и почему, или кому какая теория требуется для преодоления внутренней энтропии.
вот ему, например, дозарезу нужна новая "русская идея" для бизнес-общения
Но у Пелевина здесь свой феномен ротожопа и теория орануса. Ничего подобного, разумеется, не существует. Создание такого – это законы жанра книги. «Поколение Пи» — классическое постмодернисткое чтиво (да простят мне этот каламбур, поскольку класика и постмодерн вещи несовместные). В нем есть несколько уровней прочтения, что является обязательным атрибутом подобной литературы.
Кто-то найдет в нем иронию цитирования, кто-то примет за чистую монету.
Так вот, особенно для последних – будьте бдительны – это не философия и даже не эзотерика, несмотря на обилие умностей и туманных завес. В этом романе одна истина все-таки есть – она заключается в том, что всем этим околоинтеллектуальным хламом и стала забиваться голова постсоветского человека, начиная с описываемых времен.
И есть все показатели, что этот процесс продолжается
Может для собственной страховочки Пелевин выводит все эти умозаключения под воздействием приема героем наркоты? Раз жизнь так отчетливо формируется сторонними манипуляторами (теория заговора, например, тоже тут есть) и являет собой бред, ложь и коллективный самообман, значит, впечатления надо искать в иллюзии, а иначе, в мухоморах. Там и есть сокровенное знание. Однако расширение сознания таким способом это обратный путь – все к той же иллюзии, а не к знаниям или откровению.
Однако, что же с фильмом по этой книге? Лента Гинзбурга вовсе неплоха. Однако, если вы не читали роман, то рискуете многое не понять. И из самого Пелевина, из из того, что я тут нагрузил. Режиссер, очевидно, пожертвовал многими построениями автора, между прочим, следуя его же указаним. Герой Пелевина писал, редактируя чей-то рекламный проект, что в нем слишком много литературщины, ее нельзя показать на экране (не проходит «вау» фактор). Посему фильм вышел, как принято говорить, о «лихих 90-х», когда мы чуть не утонули в потоке демократии, потребления, рекламы, теорий и, конечно же денег, шедших мимо нас.
Кто и как выживал, процветал или пытался найти истину восстановлено в фильме легко и красиво. Юмор Пелевина местами литературно хорош, местами социально сатиричен или скабрезен, как и полагается стебу.
Кстати, есть информация, что Гинзбург будет снимать еще одну пелевинскую работу — «Ампир V». Что ж, видимо, придется еще одну книжечку прочесть, чтоб не быть легкой добычей все той же рекламы на критерии вкуса.
В свое время Пелевину прочили очень серьезное место в российской литературе новейшего времени. Но я думаю, что постоянное место под литературным солнцем занимают авторы, которые больше о вечном и настоящем, а не о сиюминутном и иллюзорном, когда автор все-таки творец, а не «криэйтор». Но у Пелевина был шанс внести в литературу «новую букву», пусть даже такую
Однако, она оказалась нежизнеспособной и не вдохновляющей на создание «новой азбуки»
Не согласен я…?.. — с обоими.
Перевин грузит? — да, грузит. Но этт груз — нужен. Нужен тем, кто после 90-х остался потерянным поколением.
И Пелевин и фильм нужен немалой части этих людей — которые оказались не нужными но продолжающими, вынужденными жиь...