Дар - подарок или проклятие."Потустороннее" и "Бьютифул"

Посмотрела практически одновременно два фильма «Потустороннее» Клинта Иствуда и «Бьютифул» Алеханро Гонсалеса Иньярриту.

Вкратце сюжетные линии фильмов.

В «Потустороннем» три главных героя: французская журналиста, выжившая во время цунами, средний американец, имеющий дар для общения с умершими людьми, и маленький мальчик, потерявший своего брата-близнеца.

Дар - подарок или проклятие."Потустороннее" и "Бьютифул" — фото 1

Дар - подарок или проклятие."Потустороннее" и "Бьютифул" — фото 2

Дар - подарок или проклятие."Потустороннее" и "Бьютифул" — фото 3

Журналистка, супер-успешная леди, после случившейся с ней клинической смерти и впечатленная новыми ощущения небытия, начинает как-то отдаляться от реальности, «выпадать» из ситуации, проваливать эфиры, задумываться есть ли что-то после смерти. Друг советует ей сделать перерыв, прийти в себя и написать книгу. Она делает чудесную презентацию издателям книги о Миттеране и, как я понимаю, получает аванс. Но неожиданно для себя увлекается разработкой книги о  людях имеющих опыт возвращения после смерти, об их впечатлениях и ощущения в этом состоянии. Представление материала издателям заканчивается полным провалом, вернуться к занятию журналистикой она тоже не может, так как её место занято. Очень быстро из успешного человека она превращается в аутсайдера (по меркам нашего мира).

На другой стороне планеты молодой человек так же пытается найти своё место в этом мире- он обладает даром общения с умершими, но упорно хочет стать обычным человеком. Отказывает всем, убивающимся от горя родственникам в помощи, работает рабочим на фабрике, ходит на курсы кулинарного искусства. Но жизнь, так же упорно возвращает его обратно – сокращение на фабрике, крушение отношение с девушкой из курсов по кулинарии и брат постоянно, толкающий его открыть кабинет по помощи всем страждущим.

Сюжетная линия мальчика является связующей для описанных выше двух персонажей и я на ней не буду останавливаться, так как она не интересует меня и в плане сравнения двух фильмов.

У француженки чудом находится издатель для книги и она приезжает в Лондон на книжную ярмарку для презентации. Молодой человек бежит от своего брата и его навязчивых идей, летит в Лондон, пройтись по местам жизни Чарльза Диккенса, страстным поклонником которого он и является. В этом туманном городе эти два человека и встречаются, опознав в друг друге родственные души. Фильм заканчивается встречей, никто кроме мальчика не решил своих проблем, и что даст встреча этим людям не понятно.

Меня больше заинтересовал сам формат раскрытия темы загробной жизни. Клину Иствуду уже 81 год и, исходя только из этого факта, понятен его интерес к жизни после смерти. Хочу так же сделать акцент на том, что Клин Иствуд очень успешный человек, наверное, полностью реализовавший себя. Это хорошо чувствуется в данном фильме: практически не спецэффектов (хотя на теме цунами можно было разойтись), динамика фильма очень продуманная, характеры всех персонажей раскрыты максимально для заданной темы. Нет сильного эмоционального давления на зрителя, хотя  все герои переживают трагедию. Больше всего меня затронула тема — что человек имеющий дар, который выделяет его из общей массы, пытается отказаться от него, мотивируя это тем, что не хочет общаться с покойниками. Он не пытается найти в своём даре положительную сторону-помощь живым и умершим, доброе дело. Хотя и в покойниках я не вижу ничего страшного- те же люди только не живые. Вывод из истории с журналисткой,  который сделала лично я – новые знания и опыт, новый путь, появляется  только через разрушение предыдущего или имеющегося. Печальный вывод, но закономерный для западной философии и логики познания жизни. Я думаю что и фильм заканчивается встречей, то есть началом потому что автор и сам не может определиться с ответом на свой вопрос и предоставляет нам право делать свои выводы. А может говорит о том что смерть всё же не конец, а только начало.

Полная противоположность  во всех аспектам фильм «Бьютифул». Фильм очень длинный (2 часа 30 мин),

мрачный -из окна квартиры главный герой видит как птицы на улице клюют умершего, Барселона  похожа на клоаку, совершенно нет ярких, чистых цветов, только темные

Дар - подарок или проклятие."Потустороннее" и "Бьютифул" — фото 4

драматичный -главный герой болен раком, его добрые поступки оборачиваются смертью для людей которым он хотел помочь, бывшая жена спит с его родным братом и вообще не может контролировать себя и свои действия и т.д.

Дар - подарок или проклятие."Потустороннее" и "Бьютифул" — фото 5

Дар - подарок или проклятие."Потустороннее" и "Бьютифул" — фото 6

Герой Xaвьера Бардема не производит впечатление человека ищущего что-то в этой жизни: смысл, своё место, правду или справедливость. Сила, внутренний стержень, уверенность чувствуется во всём облике, в каждом кадре с Xaвьером Бардемом. Даже когда он плачет, прося совета у женщины со славянскими лицом, (так необычно смотрится в этом фильме) он не вызывает жалости и сострадания, понимаешь что и сильный мужчина может плакат и не становиться от этого слабее.

Дар - подарок или проклятие."Потустороннее" и "Бьютифул" — фото 7

Итак о сюжете фильма. Фильм как классическая история замкнут, окольцован — начинается тем же чем и заканчивается. Главный герой в горах, смотрит на сову лежащую на снегу, подходит молодой человек, улыбается и говорит, что сова когда умирает, выплёвывает комочек перьев. Они закуривают и уходят. Во всей сцене чувствуется какая-то натянутость, недосказанность, как будто что –то осталось за кадром или нужно о чём то догадаться. После просмотра фильма, зритель уже знает что молодой человек подошедший к главному герою, его отец, который умер до его рождения и что Уксабаль уже тоже умер. Но этот мотив недосказанности преследует смотрящего всю картину, к нему ещё присоединяется  разрывающее сердце чувство горя, ужаса, жалости.

Конечно, можно сказать, что в данном фильме эти чувства не так оголены, не так заострены, как в предыдущих фильмах Алеханро Гонсалеса Иньярриту — известного исследователя вопроса смерти, любви и человеческих чувств. Но я провожу сравнение фильмов только по вопросу отношения к дару общения с духами потустороннего мира. Герой «Бьютифула» так же может видеть, людей ушедших только что от нас и если душа мертвого хочет передать, послание оставшемуся жить, он делает это. Он не мучается со своим даром так как и со всем другим, он просто живет, возможно использует не только логические размышления для понятия жизни. Мало того он передаёт свой дар дочери когда умирает и она не замечает его перехода из одного состояния в другое (из живого в мертвое) и продолжает разговор уже с его духом. Вообще, режиссёр, который был и сценаристом в этом фильме, не ставил вопросов, он просто ознакомил всех со своей картиной мира, уже сложившейся и выверенной до конца: справедливости нет, страдания, мучения, пороки, издевательства – удел людей.

По отношению к имеющемуся одному и тому же дару у людей я назвала это западным и восточным взглядом на жизнь.

  • Просмотров: 2219
  • Мнений: 4
  •  

Материалы по теме

Комментарии (4)

  1. Lianna 19 июня в 19:00

    Судя по описанию "Потустороннее" производит более интерестное впечатление. Его с удовольствием посмотрю. "Бьютифул" как то мрачен, если судить по описанию, что то психологическое. А такое смотреть        очень тяжело.

    +1

    1. Roma 29 июня в 03:18

      Фильм "Потустороннее" очень интересный и оставляет после себя много мыслей, поскольку начинается и кончается похожим сюжетом. На протяжения всего фильма чувствуется какое-то напряжение и глубокий смысл. В фильме открыты множество проблем, о которых можно говорить вечно, но суть останется та же. Советую вам посмотреть.

       

  2. Паранчук Сергей 30 июля в 23:47

    Большинство разнесло "Потустороннее" в пух и прах. Наверное, после такого мощного вступления с цунами ждали совсем другой фильм. Лично мне понравился. Пусть и не шедевр, но очень "крепкое" кино (что не удивительно учитывая кто здесь режиссер)

     

  3. Chuk 3 августа в 23:38

    Клинт Иствуд — просто непревзойденный Мастер. Последние его режиссерские работы от "Гран Торино", "Малышки на миллион долларов" и "Подмены" до "Потустороннего" — просто поражают тем, как глубоко исследуется человеческая душа, природа, сущность. Сложнейшие мотивации, причудливо сочетаясь, подчас дают парадоксальные ответы на сложнейшие вопросы...
    Иньярриту — тоже очень интересен, немного более жестко у него все, Иствуд помягче все-таки, видимо в силу возраста и некой мудрости.
    Оба фильма понравились, каждый по-своему, сравнивать бы не стал, это разное кино.
    Скажу так..."Потустороннее" буду пересматривать еще раз обязательно, насчет "Бьютифул" — пока не уверен...

     

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.