Зачем нам зомби? Почему нам интересны эти страшные фильмы? То, что страх – самый сильный инстинкт – давно известно и доказано. То, что человеку нужно периодически сбрасывать адреналин — тоже. Однако целое жанровое направление – «зомби-муви» основывается не только на этом. За исключением откровенных трэшей и комедий-пародий этот жанр воздействует также своей убедительностью, так как имеет свою предысторию в виде фактов, например, книги В.Сибрука «Остров магии» (с чего собственно все и началось) и культа Вуду. Последний широко известен своими шаманскими обрядами возвращения мертвецов с помощью магии. В обрядах фигурирует порошок тетрадотоксин, который парализует внутренности человека на некоторое время. Затем труп «воскресают» и используют по назначению. Живой мертвец не способен ни на какие собственные решения, действия, мысли, он всецело подчинен своему хозяину-бокору и используется им как орудие.
Это так называемый «классический» тип зомби.
В принципе киножизнь зомби и начиналась без особой крови и «анатомии насилия». Вышедшая в 1932г. лента «Белый зомби» (амер.фильм ужасов, реж.Виктор Гальперин) демонстрирует образ зомби не как злую силу, а скорее как жертву. Молодую девушку умертвляет возжелавший ее колдун сразу после свадьбы, так как она отвергает его вечную любовь и выбирает себе нормального жениха. Фильм собрал не только славу и признание миллионов, но и небывалый в то время гонорар (при бюджете в 50тыс, прокат принес авторам 8млн). Правда, стоит заметить, что создатели пошли на рекламный трюк – во время показа ленты у кинотеатра разгуливали нанятые актрисы в костюмах и гриме зомби.
Так начиналась «кинокарьера» зомби – в основном это ленты о шаманах Вуду и о простых покойниках или одурманенных персонажах ими управляемых.
С 1968г. классический тип зомби кардинально меняется. Выходит лента гранд-мастера жанра Дж.Ромеро «Ночь живых мертвецов». Зомби появляются уже без своего хозяина, массово «плодятся» и представляют серьезную опасность, наводя леденящий кровь ужас своей вездесущностью и мистической силой.
«Ночь живых мертвецов» опять-таки черно-белый и малобюджетный фильм (10тыс.дол), но окупившийся сполна не только финансово, но и положивший начало множеству последователей.
Кстати, в 1990г был снят римейк этого фильма, Ромеро участвовал в нем как продюсер.
«Ночь живых мертвецов» 1990г — это не только цветная картинка и более «качественные» мертвецы, это и неожиданный финал, хотя по силе он спорен со своим оригиналом.
Далее следуют «Рассвет мертвецов» (1978), «День мертвецов» (1985). Это целая трилогия Дж.Ромеро на тему зомби, где можно проследить их определенное развитие – в «Ночи» они практически беспомощны и мало что умеют делать, в «Рассвете» зомби уже держат предметы, а в «Дне» начинают учится их использовать. Меняется и количественное соотношение этих живых трупов и людей, нагнетается жуткая атмосфера невозможности спасения.
Лента «Земля мертвых» и вовсе показывает восставших умных зомби.
У Ромеро очень много спорных моментов, как по сюжетам лент, так и по преподнесению самого образа зомби. Удивляет их способность что-то соображать при изначальном омертвевшем мозге. Но с другой стороны, фильмы Ромеро поражают своей зрелищностью, эффектами и, конечно, идеей.
Вечный сюжет для римейков – «Ночь живых мертвецов 3D» (реж.Джефф Броадстрит)
За Ромеро закрепилось прозвище – «дедушка зомби», именно он «вылепил» основной тип этого персонажа с его «характерными» чертами – шатающаяся походка, употребление мозгов в пищу, разлагающаяся на куски плоть..
Еще один мастер по ожившим мертвецам – Сэм Рэйми, снявший в 1981г. ленту «Зловещие мертвецы».
Это уже полный триумф чистого ужаса, картина даже ограничена в просмотре возрастной категорией и определенными психическими показателями.
Зомби здесь настоящие монстры, способные управлять даже людьми и предметами. Их на «реальную поверхность» вызывают любопытные студенты, приехавшие в заброшенный дом профессора истории. В этом году нам обещан римейк этого ужастика.
Однако вернемся к истокам. Кроме магической причины возникновения зомби с течением прогресса появилась еще одна — научно-экспериментальная. Так, студент медицинского института занят серьезной проблемой продления жизни человека. Опыты с кошками и крысами требуют своего продолжения на мертвых людях. Фильм снят по роману Г.Лавкрафта – того еще мистификатора и мастера страшных историй.
Фильм «Реаниматор» (1985г, реж. Стюарт Гордон) населен, правда, немногочисленными зомби и даже заявляет о себе как драма. И, как полагается уважающему себя шедевру, «Реаниматор» пошел в рост.
В 1989г. появляется сиквел «Невеста реаниматора» (реж. Брайан Юзн), а в 2003г. – «Возвращение реаниматора» того режиссера. Работы над оживлением трупов продолжаются успешно, но уже в тюрьме. Люди восстанавливаются из царства мертвых даже с функционирующим мозгом, который, правда, вскоре отказывает и на экране – снова зомби. Снова угроза, насилие, кровь
Сюжетные игры с научно-экспериментальным вирусным оружием, превращающим людей в зомби составляют главную основу еще одного ужастика – «Обитель зла» (2003, реж. Пол Андерсон) и его сиквелов: «Апокалипсис» (2004г, реж. Александр Уитт), и «Обитель зла 3: Вымирание» (2007, реж. Рассел Малкэхи).
Здесь интересно то, что все ленты сняты по существовавшей компьютерной игре (Resident Evil), а не наоборот, что случается чаще. Страшный вирус повсеместен, он не только вышел из города, но и распространился на всю Землю, он поражает как людей, так и животных, и даже растения. Зомби-муви вырастает до фантастического боевика, смысловая и идейная нагрузка значительно увеличивается. И главное, конца пока не предвидится – этой осенью ожидаем четвертую часть «Обители зла». Следует заметить, что образ зомби значительно совершенствуется как визуально, так и эволюционно – исчезает его специфическая походка, он умеет теперь быстро передвигаться, неплохо, как для трупа, соображает, повышается его агрессивность. Короче, из практически «невинного» своего прародича из «Белого зомби» он превращается в жуткого монстра, выбившегося из-под хозяйского контроля. А с другой стороны, зомби изначально воскрешали как орудие для какой-нибудь задачи (месть, например). Человек «подрос», возросли и его цели. Следовательно, и зомби должны модернизироваться. Низменным остается лишь страх, правда, и его параметры ощутимо вырастают благодаря новейшим технологиям. Как бы там ни было, зомби – это не просто бессмысленный ужастик, взращенный в человеческом воображении. Кроме своего метафорического смысла: зомби - человек безвольный, живущий монотонной жизнью, «офисный планктон» и прочее, оживший мертвец не такая уже и фантастика. Человечество в своей жажде власти вполне может реально сотворить подобное, благо уже начало положено и наработки есть, ничего, что пока эзотерические…
кадр из фильма "28 недель спустя" (реж.Хуан Карлос Фреснадильо)
Мы гонимы собственным страхом, увы, никуда от него деться не можем, и страшно любим играть им..