За блеском модных витрин и городским шумом мы не замечаем, как исчезает, испаряется, уходит из нас и становится чужим, странным, потусторонним свое Я. В плену чужих мнений, гламурного СМИ и чуждого имиджа я не слышу себя. Я растворяюсь в общей массе, я начинаю скучать. Поэтому, хоть один раз в год я бросаю все: свою работу, безумный город, любимых друзей и ненаглядных аквариумных рыбок. Я перестаю быть социальной единицей. Я уезжаю, чтобы вновь стать собой. В горы… Этот мир, затерянный в предгорьях Саян, являясь порождением божественного замысла, как ни странно имеет вполне осязаемое название – п. Аршан – начертанное белыми буквами на синей табличке…
Во сне меня, словно опавший осенний лист ветром, мягко кружило по спирали. Открыв глаза, я поняла, что мы действительно движемся по «серпантину», и из 3,5 часов езды на автомобиле осталось только 2, а значит — полпути до Аршана уже пройдено. Эта узкая дорога на Култук, прозванная в народе «тещиным языком», каждый раз кажется мне бесконечной и утомительной, но она ведет в горы, и за это я люблю ее.
Впереди маячит смотровая площадка – традиционное место перекуса и перекура всех путешественников на этой трассе. Отсюда начинается Байкал, а маленький байкальский поселок Култук виден как на ладони. В Култуке, как и во всех населенных пунктах, раскинувшихся по берегам озера, основным занятием является рыбный промысел. Бойкая торговля омулем на смотровой площадке не прекращается даже зимой, но мы не обращаем внимания на зазывные крики продавщиц, ведь большинство рыбы в этой части Байкала заражено сальмонеллезом.
Култук
Через 15 минут трогаемся. Следующая и последняя остановка – не доезжая 20 минут до Аршана. Величественная красота Саян вводит в транс, и я с удивлением замечаю за мужем склонность к созерцательным практикам. Но наслаждаться отгороженностью от всего суетного пришлось недолго, на пустынной дороге посреди чисто-поля нас штрафуют за превышение скорости невесть откуда взявшиеся работники ГИБДД. Мда, на Бога надейся, а сам, как говорится, не плошай!
духи гор тоже иногда любят попозировать
Перед въездом в поселок я вспомнила то немногое, что знала об этом месте. В недалеком прошлом Аршан имел статус курорта всесоюзного значения, и хотя громкий титул почил вместе с СССР (совковое прошлое напоминает разве что действующий санаторий «Саяны»), а сам курорт до сих пор со скрипом переезжает на устойчивые капиталистические рельсы, слава об уникальных минеральных водах Аршана не тускнеет. В переводе с бурятского языка «Аршан» означает «целебная вода». Многочисленные холодные и горячие минеральные источники здесь используются для питьевого лечения, а также для ванн, душей и грязелечения. Избавлению от различных недугов также способствуют чистый горный ионизированный воздух.
Даже если вы едете впервые и наобум, можете не бояться остаться без крыши над головой. К слову сказать, сезон тут круглогодичный, поэтому сразу на въезде в поселок, выстроившись вдоль дороги, вас уже поджидают местные жители, почти у каждого в руках самодельная табличка с надписью «Жилье». Здесь вам всегда рады сдать и хлипкую хибарку за 300 рублей в сутки, и вполне приличную комнату со всем необходимым (например, обогревателем), но удобствами во дворе – за 450 рублей, и замечательное уютное жилище, включающее телевизор, кухонный уголок и внутренний санузел с ванной за 600-800 рублей в зависимости от сезона.
Летом почти каждый двор имеет свой собственный минеральный водоем – напитанная тающими снегами горная река Кынгарга прокладывает свой путь так, как ей вздумается, чем с удовольствием пользуются как сами аршанцы, так и туристы.
после бани
В Аршане есть и совсем претенциозные апартаменты в шикарных каменных гостиницах за 5-7 тысяч рублей с человека в сутки. Как ни странно, именно эти номера редко оказываются пустующими.
<o:p>Отель "Замок горного короля"</o:p>
<o:p> </o:p>
<o:p> </o:p>
В остальном же сервис на Аршане похож на замершую беременность. Унылые магазинчики, грязноватые кафе, тесные сувенирные лавки, основной ассортимент которых составляют дешевые побрякушки made in China. Есть небольшой рынок для туристов, цены соответственно тоже – для них же. Вся жизнь большого света, экономика и политика вместе взятые, кажутся на Аршане какой-то далекой и нереальной ерундой. Рядом с нарядными туристами по аллеям ходят коровы, возле шикарных машин стоят лошади. Одним словом, особенности национальной жизни!
Из интересного здесь можно прикупить пару войлочных тапок с загнутыми носками в монгольском стиле, нож с резной рукояткой из кости, свитера и жилеты из верблюжьей шерсти, деревянную посуду и даже варган (музыкальный инструмент шамана). Но все это мелочи жизни по сравнению с мощнейшей энергетикой, которую источает природа. Здесь, возвратившись к истокам, напрочь избавляешься от городской суеты, неврозов и усталости, излечиваешься от снобизма, пафоса и безразличия к окружающему тебя миру. Неудивительно, что Аршан часто выбирают для проведения различных духовных, эзотерических и психологических практик.
Аршан славен не только минеральными источниками, которые, кстати сказать, общедоступны – краны с минводой различной температуры (холодной, теплой и горячей) расположены под открытым небом. Любителей и ценителей воды великое множество — приходят и с ведрами, и с канистрами, чтобы увезти целебную воду с собой. Другая притягательная достопримечательность Аршана – 12 водопадов реки Кынгарга. Нам удалось дойти только до четвертого. Путь до первого и самого большого из них непрост – 30 минут бодрой ходьбы в гору с преодолением препятствий – мощных, выпирающих из земли корней и хлипкой узкой лестницы, которая скорее замедляет, чем ускоряет движение. В начале тропы еще один небольшой рынок, здесь продают лекарственные травы, натуральную смолянистую серу, кедровые орешки и другие целебные дары сибирской тайги. Очень рекомендую саган-дайля, кулек этих ароматных тонизирующих листочков, которые бодрят почище кофе, стоит всего 50 рублей.
Местечко "Мраморное дно" по пути на водопады
Поднимаясь по тропе, нет-нет да остановишься полюбоваться на пробегающую внизу хрустальную горную реку, огромные валуны на дне ущелья и скалистые пики.
Переправой на другой берег Кынгарги к заветным водопадам через ущелье на 10-метровой высоте служит деревянный мост.
Мощный поток воды с ревом низвергается с высоты <st1:metricconverter productid=«7 метров» w:st=«on»>7 метров</st1:metricconverter>. И мне даже ненадолго удается забыть об уродующих это место рукотворных следах человека.
Водопады успокаивают, время здесь замирает.
Основная религия у бурят – буддизм. Находясь в Аршане, обязательной программой для нас является посещение действующего буддистского дацана Бодхидхарма (в переводе с санскрита — «Обитель благостного святого учения Будды»). Насчет «благостного и святого» — истинная правда. Уже по дороге (что-то около километра) начинаешь ощущать необыкновенное умиротворение и единение с окружающей природой.
На территории дацана находятся две священные ступы (субурганы), согласно вывешенной перед ними табличке, если обойти их «по ходу Солнца», то задуманные желания уходят прямо к небесам, многократно усиливаясь. <o:p></o:p>
Реликвия дацана – многовековые священные кедры. Мне кажется, что в каждом из этих исполинов живет душа. Когда я бываю здесь, то подолгу стою в обнимку с деревом, и оно меня тоже обнимает. В это трудно поверить, но ощущения более чем реальные, и уходить из этих объятий совсем не хочется.
В парке бывшего санатория «Аршан» полно ручьев и ключей, которые бьют из-под земли. А еще здесь растет огромная реликтовая лиственница, которой уже несколько сот лет.
Местные обитатели парка – поползни и белки – любят лакомиться семечками, поэтому я никогда не хожу сюда с пустыми руками.
Любоваться на горы с экрана телевизора, лежа под теплым пледом, и каждой порой впитывать в себя холодящий искристый воздух, находясь у подножия заснеженных горных пиков, – это очень разные вещи. Глядя в TV, никогда по-настоящему не прочувствовать особую атмосферу гор, где образ каменных исполинов, вздымающих на своих богатырских плечах небо, соседствует с обнаженной красотой скальников, обласканных ветром и изнеженных солнцем. Здесь нет границ, ограничений, рамок… Здесь можно раствориться, исчезнуть в звуках леса, в гулких перекатах реки, в звенящем многозначительном молчании скал…
И вот я снова еду в горы, а значит, я возвращаюсь домой!
«Здесь я живу и тишиной таежной
Излечиваю душу каждый раз
От суеты, от ненависти ложной,
От глупых и невежественных фраз.
Здесь узнаю естественности цену
И, обретя уверенный покой,
Любовь к природе – божий дар бесценный –
Как талисман я уношу с собой…»