Завершающийся 25-й ПМЭФ преподнес несколько неожиданных кульбитов. Вместо «Би-2» свои песни спел «Чайф», и на самом Санкт-Петербурге это никак не сказалось. Но отдать городской участок, предназначенный для 17,5 тысяч рабочих, под стоянку яхт со всего мира – тут уж мегаполис явно получил удар под дых.
Весь этот драматический сериал начал сниматься в Санкт-Петербурге ровно год назад. На ПМЭФ-2021 губернатор Александр Беглов заключил соглашение с компанией «Мегалайн» на реновацию бывшей строительной площадки защитных сооружений от наводнений, расположенную неподалеку от Лисьего Носа. Инвестор вместо замусоренной территории «Горской» предлагал возвести инновационный центр, объединяющий четыре кластера: IT-деревню, комплекс складов небольшой площади Lightindustrial, туристическую инфраструктуру и создать общественные пространства, включающие музей, благоустроенную набережную, велодорожки и экотропу. 17,5 тысяч рабочих мест должно было дать открытие площадки, включая места для столь необходимых стране специалистов IT-сферы. Все это инвестор обещал сделать, не потратив ни копейки бюджетных денег. Это притом, что бюджет проекта «Мегалайн» составил 60 миллиардов рублей! Весь год компания готовила документацию и даже провела международный конкурс градостроительных решений, в котором приняли участие архитекторы со всего мира. Победителя представили на ПМЭФ-2022, лучшей признали работу консорциума под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), в состав которого вошли: COOP HIMMELB(L)AU Wolf D.Prix & Partner ZT GmbH (Вена, Австрия), ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование», (Москва, Россия). Каково же оказалось удивление инвестора, когда на форуме город торжественно объявил, что участок передается другой компании: губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал соглашение о сотрудничестве с командором «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» Владимиром Любомировым и гендиректором АО «Корпорация Туризм.РФ» Сергеем Сухановым.
— Мы в апреле получили от «Мегалайна» предложения по развитию территории, рассмотрели их и направили замечания, — отметилвице-губернатор Николай Линченко. — Никакой реакции от «Мегалайна» не последовало. В итоге было принято решение сменить партнёра по развитию территории. Никаких проблем с этим я не вижу. Новая концепция лучше укладывается в стратегию развития, в том числе и с точки зрения решения транспортной доступности.
Генеральный директор ООО «Мегалайн» Геннадий Корупятник назвалсложившуюся ситуацию беспрецедентной. Он считает, что подобное поведение Смольного может негативно отразиться на инвестиционном климате города. По его мнению, отказ Смольного соблюдать заключенные в рамках Петербургского международного экономического форума соглашения с частными компаниями дискредитирует само мероприятие.
Однако под ударом может оказаться не только инвестиционный климат, но и сложившаяся на побережье экологическая ситуация. Проект ревитализации «Горской» предполагал избавление берега Финского залива от завалов строительного мусора и россыпи старых покрышек, которыми сейчас он завален. К расчистке территории и ее рекультивации планировали приступить сразу же после выделения городом требуемых участков. Однако после того, как Смольный поменял рабочий проект с уже готовыми архитектурным решением и экономической моделью на очередную блестящую идею, о рекультивации «Горской» можно забыть минимум на год, а то и два.
То, что «Мегалайн» уже вложил в проект более 200 миллионов рублей, чиновники и вовсе обсуждать отказались. По данным СМИ, причина кроется в пристани для элитной флотилии. С тех пор, как Запад начал охоту за имуществом российских богачей, под ударом оказалисьлюксовые корабли, которые отбирают у миллиардеров. Видимо, теперь все эти «Титаники» решили спасать у петербургского берега.
Хотя у новых хозяев берега свое видение ситуации. Как рассказал командор «Яхт-клуба Санкт-Петербург» Владимир Любомиров, речь идет о комплексном развитии всей территории «Горской», где большой объем займет «спортивный сектор социального назначения, который поддерживается «Газпромом».
— Корпорация «Туризм.РФ» и мы планируем создать новый центр притяжения для петербуржцев и для туристов, — рассказалВладимир Любомиров. — На сегодняшний день на Северо-Западе и по России в целом не существует яхтенного хаба, который бы мог комплексно обслуживать не только стоянку яхт, но и их ремонт, сервис — то как, как это делается в других странах.
Командор рассчитывает, что это будет очень востребованный проект: «Уже сейчас есть спрос, и большой, на приход яхт, принадлежащих россиянам из других юрисдикций». Новая инфраструктура должна обеспечить размещение и содержание порядка тысячи яхт разного размера, включая крупные. Новое видение Горской обойдется инвестору в 10 миллиардов рублей. Да, вложения скромнее, чем у «Мегалайна» (его бюджет, напомним, составлял 60 млрд), да и рабочих мест в прежнем объеме никто не обещает. Зато парусный спорт в Петербурге теперь выйдет на новый уровень. Впрочем, как все убедились на прошлой неделе, обещать не значит жениться. Вполне возможно, следующим летом на Горскую найдется новый претендент. А пока там по-прежнему будут складировать покрышки.