Сейчас в многочисленных публикациях основное внимание уделяется практическому применению китайской гимнастики, так сказать, ее внешнему аспекту. Упоминается также о лечебном воздействии упражнений на организм человека, рассказывается о философских корнях, но практически не затрагивается связь комплексов гимнастики с древним искусством Китая. Ведь нельзя забывать, что одной из главных целей занятий является именно эстетическое и нравственное обогащение человека.
Истоки танца можно обнаружить еще в первобытном обществе, когда не было ни искусства, ни науки, ни религии. Танец является и формой выражения чувств, и способом снятия усталости, стресса, как сказали бы мы сейчас, и рассказом о прошедшей охоте, и так далее. Постепенно в отдельные направления выделились обрядовые ритуалы, оздоровительные упражнения и танцевальные сцены. Из-за сильной изолированности страны китайское искусство оказалось не подверженным чужеземным влияниям.Во II веке нашей эры врач Хуа То создал комплекс «игры 5 зверей», основанный на подражании поведению медведя, оленя, тигра, обезьяны и птицы. Он был задуман как вид лечебной гимнастики, но нес в себе такую красоту и образность, что одновременно мог являться и танцевальным представлением. Само слово "танец" применительно к китайскому искусству носит несколько иной смысл, чем мы привыкли вкладывать в него, говоря о танцах большинства других народов, где основу составляет музыка. Здесь же она носит как бы вспомогательный характер: нет жесткого, четкого ритма, длительные паузы чередуются с игрой инструментов. Сам танец скорее является разновидностью пантомимы, отличаясь от нее меньшей сюжетной, повествовательной нагрузкой и тем, что основное внимание уделяется гармоничности композиции и образности. Часто основу танца составляло имитирование поведения животных. Со временем после популярного комплекса «игры 5 зверей» появилось множество других стилей: дракона, богомола, змеи, журавля, барса и пр. Все они одновременно использовались как формы для ведения рукопашного боя. Много танцевальных номеров связано с владением традиционным китайским оружием: мечами, шестами, копьями и так далее. Интересно, что с оружием танцуют и женщины.Существует версия, по которой комплекс Тайцзи-цюань также возник как танец, и она, мне кажется, не менее справедлива, чем версия его происхождения как вида боевого искусства. Первым делом, необходимо — приобщить людей к оздоровительной гимнастике, к древнему богатейшему искусству Китая. Ведь главное для человека — это здоровье тела и богатство души. Занятия Тайцзи-цюань и прочими китайскими, да и некитайскими упражнениями тоже, принесут гораздо больший эффект, если будут связаны с эстетическими формами, с танцами, музыкой, живописью, чем если выполнять их в лечебных или спортивных учреждениях. Кроме этого, на основе комплексов традиционной китайской гимнастики мы создаем концертные номера и представляем их широкой аудитории. Большинство наших танцев строятся на базе комплекса Тайцзи-цюань, и сегодня мы начнем разучивать форму, состоящую из 24 элементоа Она является упрощенной частью основного комплекса гимнастики. Траектории некоторых движений здесь более просты, но впоследствии их можно довести до желаемого уровня, слегка видоизменяя и усложняя. Каждый элемент комплекса носит свое название. 1. Начало. Пробуждение ци. Принимаем основную стойку. (1) Левую ногу отводим влево. Ноги на ширине плеч. Медленно поднимаем руки вверх до уровня плеч, плавно опускаем вниз (2). Это положение называется стойкой всадника. Тело в вертикальном положении, плечи и локти опущены. Вес тела равномерно распределен на обе ноги. Когда колени сгибаются, поясница расслаблена. Руки опускаются одновременно с опусканием коленей. 2. Раздвинуть гриву дикой лошади. Переносим вес тела на левую ногу. Руки держат воображаемый шар около левого бока. Левая ладонь накрывает шар сверху, правая поддерживает снизу (3). Теперьпереносим вес тела на правую ногу. Руки меняются местами, как бы переворачивая шар против часовой стрелки. Подставляем носок левой ноги к правой ступне без веса (4). Поворачиваем корпус влево и делаем шаг по дуге левой ногой, ставя ее на пятку. Одновременно правая ладонь разворачивается к земле, левая — к груди (5). Вес тела переносим на левую ногу, колено этой ноги сгибается, правая выпрямляется, но не полностью. Правая ступня разворачивается влево. Между ней и левой ступней угол примерно в 45—60гр. Левая рука выносится вперед до уровня глаз ладонью к себе. Локоть закруглен. Правая рука около правого бедра. Пальцы направлены вперед, ладонь обращена вниз (6). Эта позиция называется стойкой стрелка. Возвращаем вес тела на правую ногу, левый носок поднимается и поворачивается влево. Левая ладонь приподнимается и разворачивается вниз. Руками держим воображаемый шар (7). Снова переносим вес тела на левую ногу и подставляем правую на носок к левой, не нагружая ее. Руки "держат шар" слева (8). Повторяем элемент в обратную сторону, делая шаг вправо с правой ноги, проходя позиции (5,7) в обратную сторону и приходя в положение (4). Еще раз выполняем элемент в левую сторону, завершая его в положении (6). Руки движутся по дугам, движения мягкие, синхронизированные по темпу. В стойке стрелка колено передней ноги не выдвигается дальше носка. Осью движения при поворотах тела является поясница. 3. Белый журавль поднимает крылья. Начинается из стойки стрелка (6). Поворачиваем корпус влево, руки «держат шар» перед грудью слева. Делаем полшага правой ногой к левой, затем переносим вес тела на правую ногу. Туловище разворачиваем немного вправо. Левая нога ставится на носок без веса. Одновременно правая рука идет по дуге вниз, затем поднимается вправо до уровня уха ладонью к себе. Левая рука — по дуге ладонью вниз на уровень груди. Вес тела полностью на правой ноге, левая на носке. Смотрим на правую ладонь (9). Подставляем левую ногу к правой на носок, не нагружая ее (10). 4. Ладонь обволакивает колено. Из положения (10) делаем шаг левой ногой по дуге влево. Ставим ее на пятку. Левая рука перемещается влево вниз, ладонью как бы проглаживая колено, не касаясь его. Правая рука около уха (11). Переносим вес тела на левую ногу, правая рука мимо уха движется вперед и выполняет толчок ладонью вперед пальцами вверх. Одновременно левая рука идет к левому бедру ладонью вниз (12) — вариант стойки стрелка. Возвращаем вес тела назад на правую ногу, носок левой разворачивается влево. Левая рука продолжает движение влево-вверх, доходя до уровня уха ладонью к себе, правая — на уровне груди (13). Подставляем правую ногу на носок к левой, не нагружая ее (14) симметрично (10). Повторяем элемент 4 в правую сторону, затем в левую, заканчивая в стойке (12).Локти обеих рук в стойке стрелка согнуты. Во время толчка плечи и локти опущены. Движения ладони согласованы с перемещением ног и поясницы. 5. Сыграть на лютне. Начинается из стойки стрелка (12). Правой ногой делаем полшага вперед к левой пятке. Переносим вес тела назад на правую ногу и слегка разворачиваем корпус вправо. Левая нога ставится на пятку, одновременно правая рука опускается по дуге до уровня солнечного сплетения и ладонь разворачивается влево, кончики пальцев смотрят вверх. Левая рука по дуге выносится вперед-вверх перед собой до уровня глаз и разворачивается вправо. Правая ладонь находится на уровне локтя левой руки. Смотрим на левую руку (15). От меня: Показанные элементы в совокупности могут служить и в качестве самостоятельного комплекса для ежедневных упражнений, и как часть более обширного комплекса.Тайцзи-Цюань ясным взором
Комментарии (3)
-
Мнения об этой гимнастики существуют разные. Некоторые даже причисляют её к единоборствам, выделяя тайцзицюань в одно из боевых стилей ушу. Но главным аспектом, на мой взгляд, является её оздоровительная составляющая. Это скорее хороший психофизиологический тренинг.
-
Честно говоря, фотки мне не очень понятно объясняют упражнения. Но то, как делается эта гимнастика я видела в Ялте, в исполнеии семидесятилетней бабульки. Дай Бог нам такую пластику в 40 лет!
-
Уже одно то хорошо, что это полезно для здоровья! А обсуждать к какому разряду единоборств, танцев или гимнастки она принадлежит, пусть спорят другие. Автору — плюс за наглядность.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.